Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сбербанк получит долю в "36,6" в обмен на дешевый кредит
Московский банк Сбербанка открыл аптечной сети «36,6» кредитную линию с лимитом 4,15 млрд руб. на пять лет. Ставка по кредиту — всего 9—10%. Взамен банк получит опцион на покупку 5% акций аптечной сети, которые сможет продать через три года. В том, что бумаги «36,6» за это время подорожают, банкиры не сомневаются — им понравился стратегический план по увеличению рентабельности бизнеса. Аптечная сеть, в частности, станет развивать высокомаржинальные собственные торговые марки (СТМ). Опыт западных ритейлеров говорит, что их доля в обороте может доходить и до 40%, отмечают эксперты.
Кредит предоставлен по варьирующей ставке 9—10%. Залогом выступают 51,9% акций производственного подразделения «36,6» — компании «Верофарм». В Сбербанке понимают, что убыточность бизнеса не позволит аптечной сети платить ту ставку, которую ему хотелось бы, поэтому кредит предоставляется на уникальных условиях, объяснил председатель Московского банка Сбербанка Максим Полетаев.
Однако доход банк все-таки сможет получить: ему предоставлено право реализовать опцион на покупку 5% акций «36,6» через год. По условиям опционного соглашения купить этот пакет банк может либо по фиксированной, либо по рыночной цене, если она будет меньше договорной. Условия сделки предполагают, что через три года Сбербанк продаст эти акции акционерам «36,6» также по фиксированной либо рыночной цене.
Благодаря кредиту аптечная сеть «36,6» получит возможность реструктурировать часть своей высокой задолженности. Общий долг сети на конец 2010 года превысил 9,3 млрд руб., 61% этой суммы составляют долгосрочные обязательства, а 42% кредитов — валютные. «Основное назначение кредита — рефинансирование более дорогих валютных кредитов», — пояснил председатель совета директоров «36,6» Сергей Кривошеев. По его словам, после сделки валютная составляющая кредитного портфеля будет близка к нулю. Кроме того, компания сократит расходы на обслуживание своих долгов перед банками. На начало 2011 года ставка кредитного портфеля составляла 15—16% годовых в рублях, а получение денег Сбербанка поможет снизить ее до 12%, уточнил заместитель финансового директора аптечной сети Владимир Сажинский.
Возможно, Сбербанк не остановится на 4,1 млрд руб. и уже в этом году выдаст «36,6» еще один кредит для реструктуризации оставшейся части долга. Сбербанк глубоко изучил бизнес компании и удовлетворен ее нынешней политикой, объяснил интерес банка к «36,6» г-н Полетаев. По его словам, компания взвешенно подходит к развитию сети и рентабельности каждой торговой точки.
Стратегический план повышения рентабельности бизнеса предполагает увеличение доли СТМ в общем товарообороте, сокращение издержек и повышение трафика в аптеках путем активной рекламы, тесному сотрудничеству с производителями (прямые контракты) и конкурентному ценообразованию, пояснила гендиректор сети Валерия Солок. Рентабельность СТМ составляет 60%, а, например, у лекарственных средств — 21%, добавила она.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк считает стратегию «36,6» по увеличению доли высокомаржинальных частных марок в обороте верной. По его словам, европейский опыт подтверждает это: у крупнейшей аптечной сети Boots доля СТМ составляет 40%.
Впрочем, аналитики не уверены, что партнерство со Сбербанком особо выгодно «36,6». «Компании предстоит собрать с рынка 5-процентный пакет акций, чтобы его передать Сбербанку, — отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова. — И если цена акций на рынке сильно поднимется, то акции придется покупать дорого, а отдавать по более низкой цене. Таким образом, для компании будет негативной новостью резкий рост акций в течение этого года. А если за три года цена акций не вырастет достаточно, то «36,6» придется доплачивать Сбербанку из своего кармана». На фоне новости об открытии кредитной линии акции «36,6» выросли на ММВБ на 6%, до 88,7 руб. за штуку. www.rbcdaily.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.