Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Самыми обсуждаемыми интернет-магазинами среди онлайн-покупателей стали Wildberries, Ozon и AliExpress
Согласно аналитическому отчету «Ашманов и партнеры», объем оригинальных упоминаний топ-20 онлайн-магазинов в 2023 году вырос на 13,5% по сравнению с 2022 годом ― до 345 тысяч.
FOTO Eak/Shutterstock/Fotodom
Рост числа сообщений связан с увеличением количества авторов на 25%. Сумма просмотров сообщений достигла 442 млн (+6% к 2022 году), в среднем каждое упоминание просматривали около 1280 раз. Лидеры по упоминаемости ― маркетплейсы. Подавляющее число покупательских сообщений (79%) и просмотров (70%) пришлось на три площадки: Wildberries, Ozon и AliExpress.
Совокупная доля Wildberries и Ozon выросла на 15% и составила 65%, доля AliExpress, напротив, снизилась вдвое с 26% до 13%. Онлайн-магазины за пределами первой тройки, включая крупные маркетплейсы, упоминались значительно реже. Доли упоминаний «Яндекс Маркета» и «СберМегаМаркета» составили 2,6% и 1,6%; общая доля просмотров сообщений ― 14%. На категорию e-grocery , которую в выборке представляют «ВкусВилл», «Яндекс Лавка», «Самокат» и «СберМаркет», пришлось 6% упоминаний и 8% просмотров. По сравнению с 2022 годом количество упоминаний «Самоката» выросло на 82%, «CберМаркета» ― на 42%, «ВкусВилла» ― на 11%. Упоминания незначительно снизились только у «Яндекс Лавки» ― минус 2%.
Доля упоминаний тематических онлайн-магазинов снизилась с 16% до 11%. Наибольший спад упоминаемости был зафиксирован у трех магазинов: у закрывшегося в 2023 году «Связного» (-63%), у «Сима-ленда» (-51%) и у «Петровича» (-29%). Наименьший спад у Lamoda (-3%), «ВсеИнструменты.ру» (-3,5%) и «Леруа Мерлен» (7,5%).
Доля негатива в отзывах и обсуждениях в 2023 году снизилась с 46,7% до 44,4% за счет роста доли нейтральных сообщений; доля позитивных сообщений сохраняется на уровне 11,5%. Распределение тональности по просмотрам выглядит иначе: 18% просмотров приходится на сообщения с позитивным окрасом, 35% ― на негатив, 47% ― на нейтральные сообщения. Вероятнее всего, такое распределение связано с тем, что позитивные сообщения в целом публикуются реже, но иногда в очень охватных источниках, в то время как негативные сообщения публикуются значительно чаще в целом и часто в источниках с низким охватом. В среднем у авторов позитивных сообщений аудитория на 80% больше, чем у авторов негативных. При этом нельзя сказать, что самые популярные авторы чаще публикуют позитив, чем негатив.
За прошедший год доля Telegram как источника информации существенно выросла, но Instagram* по-прежнему лидирует по просмотрам. Двумя ключевыми источниками по количеству сообщений в рамках выборки в 2023 году стали «ВКонтакте» и Telegram ― 56% и 17% соответственно. Доля «ВКонтакте» снизилась за счет роста Telegram с 10,5% до 17% ― количество сообщений в мессенджере за год увеличилось на 92%.
Количество сообщений в YouTube, «Одноклассниках» и Instagram* снизилось на 58%, 17% и 15% соответственно. При этом Instagram* лидирует по количеству просмотров сообщений ― 53%; на втором месте Telegram ― 31%. Доля просмотров упоминаний во «ВКонтакте» — лишь 8%, из которых 96% пришлось на 4 квартал.
«Дзен» стал новым источником, на который в 2023 году пришлось 4,5% сообщений ― он показал наиболее динамичный рост, но как самостоятельный ресурс он стартовал в 2022 году с нулевой базы. «Яндекс» и «Google Карты» ― значимый источник в основном для тематических онлайн-магазинов. Если рассматривать структуру источников, исключив крупнейшие маркетплейсы, то здесь кроме «ВКонтакте» и Telegram значимую долю в около 13% представляют картографические сервисы ― «Яндекс Карты» (8%) и «2ГИС» (4%). Для онлайн-магазинов из выборки, не относящихся к маркетплейсам и к e-gocery, картографические сервисы на втором месте после «ВКонтакте» в качестве источника комментариев ― их доля 17%.
По данным опроса, проведенного компанией «Ашманов и партнёры» в 2024 году, репутация компаний важна для 73% покупателей, из которых 37% придают ей высокое значение, а 36% ― выше среднего. Топ-3 фактора, определяющие формирование репутации среди российских покупателей: опыт пользования товарами или услугами (75%), чтение отзывов (59%) и поиск информации в Интернете (49%).
- *деятельность оператора платформы Транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. запрещена в РФ по мотивам осуществления экстремистской деятельности.
Исследование показало, что жители России перешли с онлайн-покупок на офлайн-шоппинг
Ozon запустит онлайн-продажу легкомоторных самолетов для туризма и отдыха
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?