Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Самое резкое охлаждение потребительского климата — в России
Глобальный индекс потребительского доверия упал до беспрецендентно низкого уровня за последние шесть месяцев с 84 пунктов до 77, сообщает международная исследовательская компания Nielsen, опираясь на данные своего недавнего глобального онлайн опроса потребителей, проведенного в 50 странах мира, включая Россию.
«За последние полгода потребителей накрыл гигансткий вал плохих новостей из разных стран, говорит Джеймс Руссо. Ежедневные новости о новых сокращениях рабочих мест, снижении прибыльности компаний, банкротствах, дефолтам по кредитам, снижении ожиданий по росту ВВП, а также депрессивные прогнозы по развитию дальнейшей ситуации на глобальных рынках, все это повлекло за собой снижение потребительского доверия до самого низкого уровня за всю послевоенную историю мира», Вице-Президент подразделения Global Consumer Insights компании Nielsen.Глобальный Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen дважды в год исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. В ходе недавней волны (19 марта – 2 апреля 2009 года) этого крупнейшего в своем роде глобального онлайн исследования компания Nielsen опросила свыше 25 тыс. регулярных интернет-пользователей.
Глобальное онлайн исследование Nielsen показало, что самый значительный рост потребительского пессимизма наблюдается в странах, которые еще полгода назад входили в список самых оптимистичных. «Если полгода назад наибольшее падение Индекса наблюдалось в Европе, то теперь кризис, похоже, по-настоящему ударил по потребительским настроениям на развивающихся рынках, таких как Россия и Бразилия,» говорит Джеймс Руссо.
Самое заметное охлаждение потребительского климата наблюдается в России, где Индекс потребительского доверия потерял по сравнению с октябрем 2008 года 29 пунктов, набрав лишь беспрецендентно низкие 75 пунктов (в октябре 2008 Индекс составлял 104 пункта). Такой низкий результат фиксируется Nielsen в России впервые за всю историю измерений Индекса потребительского доверия в этой стране. Также значительно падение Индекса наблюдается в ОАЭ и Бразилии (снижение на 21 пункт).
В региональном разрезе, самый низкий уровень потребительского доверия зафиксирован в Латинской Америке. Средние значения Индекса в регионе упали на 15 пунктов (с 82 до 97). В Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается более умеренное снижение на 7 пунктов.
По прогнозам OECD1, ВВП Бразилии может снизиться на 0,3% по результатам текущего года. По оценкам Международного Валютного Фонда, темпы роста экономики ОАЭ замедлятся на 3,3% в 2009, вместо спрогнозированного в прошлом году 7.4 роста.
По данным исследования Nielsen, индекс потребительского доверия в Бразилии снизился с 108 пунктов до 87, в Аргентине с 94 до 78.
«Хотя по сравнению с тем эффектом, который сейчас наблюдается в развитых странах, глобальный кризис пока меньшим образом отражается на темпах роста экономик стран БРИК и Латинской Америки, для потребителей на этих рынках замедление темпов развития после нескольких лет бума это «холодный душ»,» говорит Джеймс Руссо.
Экономика России не избежала последствий глобального кризиса и просела впервые за последнее десятилетие. «Сдержанный оптимизм потребителей и выжидательные настроения, которые в России наблюдались в конце 2008 года, сменились резким разочарованием и ожиданием самого худшего. Не способствали росту оптимизма и последовавшие в конце прошлого года падение цен на нефть. А поднявшаяся волна увольнений, девальвация национальной валюты и снижение темпов роста бизнеса во многих секторах экономики, заставила россиян вспомнить кризис десятилетней давности,» говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании «Nielsen Россия».
Сегодня звание «самого оптимистичного рынка» принадлежит Азиатско-Тихоокеанскому региону .
Индонезия возглавила список стран с самым высоким Индексом потребительского доверия (104). На втором месте Дания ( 102 пунктов). Замыкает тройку лидеров Индия (99 пунктов). Самые пессимистичные страны Южная Корея (31 пунктов), Португалия и Латвия (48 пунктов).
Индекс потребительского доверия упал в 49 из 50 стран мира, где проводился недавний замер Индекса потребительского доверия. Тайвань единственная страна, где показатели Индекса потребительского доверия выросли: с 60 до 63 пунктов, впрочем этот показатель все равно ниже глобального Индекса на целых 14 пунктов.
В то же время исследование Nielsen показало, что в некоторых регионах, в частности, в регионе Ближний Восток/Африка и Северная Америка, Индекс потребительского доверия снизился незначительно за последние полгода (для указанных регионов на 2 и 3 пункта соотвественно). Отсут ствие заметного падения может являться первыми признаками того, что рецессия достигла своего дна.
“Данные исследования Nielsen показывают, что, возможно, мир уже близок к нижнему порогу экономического цикла и готов переступить его на пути к возрождению. В частности, в США потребители хотя и изменили свое поведение - 40% респондентов сообщают, что сегодня средства, оставшиеся после основных расходов на проживание, тратят на оплату долгов и сбережения, в целом все больше американцев смотрят в будущее более оптимистично. Почти 20% опрошенных уверены, что в ближайшие 12 месяцев можно ожидать восстановления экономики,» говорит Джеймс Руссо.
«И хотя этот показатель еще ниже среднего по миру, который составил 23%, по сравнению с результатами аналогичного исследования Nielsen в октябре 2008 года, это уже прогресс. Таким образом, Индекс потребительского доверия Nielsen становится еще одним важным показателем – наряду с данными о росте розничных продаж, которые наблюдались на рынке в январе и феврале, улучшении ситуации на рынке кредитования и повышении показателей на рынке ценных бумаг в марте, который свидетельствует о том, что, возможно, Америке уже удалось пройти низший предел кризиса. Для роста глобальной экономики восстановление доверия потребителей имеет критическое значение, это позволит поддержать действия бизнеса по выходу из кризиса,» говорит Руссо.
Европа остается самым пессимистичным рынком мира с Индексом потребительского 70 пунктов, это на 7 пунктов ниже глобальных показателей, что говорит о том, что процесс восстановления экономики в Европе будет более длительным и будет протекать медленнее . Самые значительное падение в Европе, кроме России, наблюдается в Венгрии (минус 19 пунктов, по сравнению с октябрем 2008 г.), Латвии (минус 17 пунктов) и Финляндии (минус 15 пунктов).
По данным исследования Nielsen, 77% опрошенных онлайн пользователей в 50 странах мира считают, что их страна сейчас в глубокой рецессии. Полгода назад таковых было 63%. Исключение оставляет Китай, где 65% участников исследования Nielsen уверены, что в их стране нет никакой рецессии.
«Антикризисный пакет стоимостью $585 млрд. долларов, что равняется 13,3% от объема ВВП страны, был введен в действие Центральным Правительском Китая, и стал серьезным поспорьем для сохранения позитивных настроений потребителей», говорит Крис Мортли, генеральный директор Nielsen в Китае.
«Хотя темпы роста экономики Китая несомненно замедлились, объем розничных продаж потребительских товаров вырос на 15% по сравнению с прошлым годом. И многие китайские потребители считают ближайшие 12 месяцев хорошим временем для инвестиций в недвижимость и рынок акций. Кроме этого, потребители Китая продолжают с удовольствием путешествовать, несмотря на глобальный экономический кризис,» говорит Мортли.
Из тех участников исследования Nielsen, кто считает, что их страна переживает экономический спад, 52% ожидают, что в ближайшие годы улучшения не наступит. “Каждый второй не верит в чудо и возможность быстрого восстановления экономики. Медленный рост это лучшее, на что рассчитывают потребители-пессимисты в нынешней ситуации,” говорит Руссо.
Однако далеко не все считают, им придется долго страдать от рецессии. Многие уже сейчас планируют, как они отпразднуют возвращение хороших времен. Каждый пятый (23%) опрошенный онлайн пользователь, из тех, что считает, что его страна находится сейчас в рецессии, верит, что в ближайшие 12 месяцев ситуация изменится. Впереди всех потребители Вьетама (60%) и Индии (56%). Каждый третий в Австрии, Швеции, Норвегии, Индонезии, Мексике, ОАЭ и России также считают, что до выхода их рецессии рукой подать.
В 31 стране из 50, где проводилось исследование Nielsen, возможность остаться без работы является самым главным источником беспокойства для потребителей. Глобально этот показатель вырос до 22% (с 9% в октябре 2008 г.), и впервые вышел на первое место в списке главных источников для беспокойства потребителей.
«Еще недавно потребителей во всем мире больше всего беспокоило состояние национальной экономики, и они сокрушались, что им не удается сохранить гармоничный баланс между работой и личной жизнью. Россияне в том числе. Но все быстро изменилось под влиянием негативных изменений в глобальной экономике, говорит Дуайт Уотсон. Вал сокращений рабочих мест, который затронул практически каждый сектор экономики, и угроза потери работы отодвинули все остальные1 заботы потребителей на второй план», говорит Дуайт Уотсон.
Больше обеспокоены этой проблемой потребители в таких странах как Китай (29%), Гонконг (33%), Индия (29%), Сингапур (32%), Вьетнам (36%), Италия (24%), Испания (34%), Венгрия (31%), Мексика (29%). В России 23% участников исследования Nielsen считают сохра нение рабочего места главным источником беспокойства.
В нынешних условиях каждый пятый (26%) потребитель в мире считает свои перспективы на рынке трудоустройства плохими, по cравнению с 17% в октябре 2008 года. В Латвии 78% опрошенных считают свои перcпективы на рынке трудоустройства плохими, также как 74% в Корее, 60% в Японии и 42% в Британии.
29% российских респондентов сообщили, что оценивают свои перспективы на рынке трудоустройства в ближайшие 12 месяцев как плохие. Всего тех, кто считает свои возможности трудоустройства как не слишком хорошие и плохие 84%.
О Nielsen
The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).
Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт www.nielsen.com
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?