Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Самбери» эвакуировал 17 гипермаркетов, потери оцениваются в десятки миллионов
Сегодня сеть «Самбери» получила два письма с требованием перечислить 1,5 млн рублей на адрес биткоин-кошелька до 10 июля за то, чтобы сообщения о минировании объектов сети перестали поступать в правоохранительные органы. В противном случае сеть будет продолжать нести убытки от ложных звонков и «дальше будет дороже».
Атаки на «Самбери» начались в конце 2018 года, тогда на телефон УМВД поступил первый звонок о том, что ТЦ и гипермаркеты в Хабаровске и Владивостоке заминированы. Согласно инструкции, были оповещены все оперативные и экстренные службы и проведена эвакуация граждан и персонала предприятий. После проведения проверки взрывных устройств не обнаружено. Материалы проверок зарегистрированы в ОМВД, о результатах рассмотрения материалов и расследования уголовных дел в компании ничего не сообщалось.
Серия атак возобновилась в феврале 2019 года. Гипермаркеты и торговые центры полностью освобождались, проводились проверки. Затем злоумышленники стали требовать выкуп. 24 апреля на электронную почту офис-менеджера поступило письмо с требованием оплатить в течение суток 300 тыс. рублей. В случае неоплаты угрожали парализовать работу ТЦ и гипермаркетов сообщениями о заложенных взрывных устройствах. Требования удовлетворены не были. Проводились эвакуационные мероприятия с привлечением экстренных и оперативных служб.
Письма о заложенных взрывных устройствах поступали на электронную почту сотрудников гипермаркета 2 (эвакуировано 2 гипермаркета) и 8 мая (4 гипермаркета). В июле сообщения о заложенных взрывных устройствах стали поступать в правоохранительные органы практически каждый день. Эвакуации торговых центров и гипермаркетов проводились 2,3, 6, 7 июля.
Сообщения о том, что «в здании бомба» сопровождаются письмами с требованием выкупа. 4 июля получено письмо с требованием выплатить 1 млн рублей, 8 июля требуемая сумма повышена уже до 1,5 млн рублей. Эти требования руководством компании не выполнены.
В результате только за текущую неделю июля эвакуировано 17 гипермаркетов и торговых центров, 6—7 июля закрывалось 12 гипермаркетов в городе Хабаровск. Магазин для проверки закрывается на несколько часов — от 1,5 до 4, в зависимости от ситуации. Как правило, сообщения поступают в прайм-тайм — после 18 часов или выходные.
На вопрос, может ли выступать в роли злоумышленника кто-то из конкурентов, в «Самбери ответили: «Мы не можем безосновательно кого-то подозревать или обвинять. Кто виноват нам могут сказать только правоохранительные органы».
Как рассказали в пресс-службе компании «Самбери», потери бизнеса за последние три месяца оцениваются в десятки миллионов рублей. Кроме того, что парализуется торговля, останавливается технологическое оборудование собственного производства, приходится выбрасывать все сырье. «Самбери» — основная сеть Хабаровска, и когда из 11 магазинов одновременно закрываются 7, да еще и в выходной, жителям города становится реально сложно купить продукты. Служба безопасности сети направляла обращение компаниям-держателям электронных адресов, с которых приходили эти письма, с просьбой раскрыть адреса для определения территории, на что получила ответ, что такая информация предоставляется только по запросу официальных органов. Пока ситуация остается неразрешенной.
Директор по развитию хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац так прокомментировал ситуацию: «Есть три пути:
1. Заплатить. Но это, возможно, спровоцирует террористов на все новые и новые требования.
2. Игнорировать. Четко ответить, что не заплатим никогда.
3. Найти злоумышленников по своим каналам, с привлечением спецслужб или без. Пообещать жесткий ответ.
На самом деле, надо на государственном уровне сказать: мы не боимся телефонных и прочих террористов. Нас не запугать. И перестать эвакуировать ТЦ и больницы из-за глупых писем и звонков. На сегодняшний день ни один теракт не был совершен с предупреждением о нем. Все письма и звонки были ложные. И это сложное и ответственное решение должен принимать не бизнес, не дежурный по городу, не администратор ТЦ, а власть, правительство, глава МВД. Нужно изменение инструкций.
Если не изменить инструкции, то крайними, если вдруг что-то случится будут директора /администраторы ТЦ, главврачи, дежурный милиционер в городе. А крайним никому быть не хочется — никто не берет на себя ответственность, поэтому и происходят эти эвакуации».
Дмитрий Полуянов, управляющий партнер программы лояльности «Копилка»: «Платить выкуп является не самым лучшим решением. Согласен с Борисом Кацем. Но и потери от вынужденного закрытия гипермаркетов могут оказывать давление на бизнес. Считаю, что в данной ситуации необходимо объединиться всему профессиональному сообществу, так как проблема является общей».
Иван Федяков, генеральный директор компании INFOLine: «К сожалению, в подобной ситуации ритейлер находится в состоянии заложника. Есть строгие инструкции органов внутренних дел, требующие выполнения определенных действий при поступлении подобных сообщений. Аналогичная ситуация телефонного терроризма происходит по всей стране. Иногда сообщения не относятся к конкретному ритейлеру, а носят массовый характер, и эвакуировать приходится все торговые центры того или иного региона.
Уже давно стало понятно, что никаких реальных угроз подобные сообщения не несут.
Есть версия, что подобными звонками и рассылками занимаются „зеки“, сидящие в колониях, причем, необязательно колониях Российской Федерации. Очевидно, что они пользуются „узкими местами“ текущих правил работы.
Мы неоднократно выступали с предложениями пересмотреть данный регламент работ и не идти на поводу у недобросовестных личностей. К сожалению, пока мы не услышаны. Но рано или поздно придется в этой ситуации разобраться, изменить правила работы.
Сегодня единственное, что остается ритейлерам, рестораторам и другим руководителям бизнеса, подвергающимся таким воздействиям, налаживать прямые неформальные взаимосвязи с правоохранительными органами, чтобы те их предупреждали о грядущих мероприятиях. Например, когда эвакуируют ТЦ, в ресторанах не успевают рассчитаться и далеко не все возвращаются, чтобы оплатить счет. Поэтому некоторые бизнесмены напрямую получают информацию об эвакуации за 10–15 минут до ее проведения, чтобы успеть хотя бы рассчитаться с клиентами».
Ранее сообщалось о том, что «Самбери» создает новые концепты.
Кроме того, «Самбери» открывает первый гипермаркет digital-формата во Владивостоке.
Виктория Максимова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?