Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 835
Поделиться
Самарскую область протестируют на алкоголь
Самарское УФАС проведет расследование случаев проявления регионального протекционизма в сфере розничной торговли алкоголем. Соответствующее поручение ведомство получило от антимонопольной службы России, которая считает, что власти Самарской области обязали торговые сети выставлять на полки своих магазинов больше продукции местных производителей. Ритейлеры ситуацию не комментируют. Эксперты рынка признаются, что подобные случаи все-таки имеют место быть.
ФАС
России направила поручение теруправлению в Самарской области провести расследование случаев проявления регионального протекционизма в сфере розничной продажи алкогольной продукции. В сообщении ведомства отмечается, что в ряде регионов, в том числе и в Самарской области, существует дополнительная «добровольная» сертификация ввозимого из других субъектов РФ алкоголя, которая предполагает обязательное приобретение и наклейку на такие виды товаров дополнительных региональных марок. Кроме того, по информации ФАС, областные власти обязали розничные торговые точки устанавливать более высокую наценку на ввозимый алкоголь, а также обеспечивать соотношение местной и ввозимой продукции в пользу региональных производителей.
В том случае если факты протекционизма на алкогольном рынке Самарской области со стороны региональных властей будут подтверждены, ФАС обещает возбудить административные дела о нарушении ст. 15 и 16 закона «О защите конкуренции». Эти нормы не позволяют властям вводить ограничения продажи тех или иных товаров на территориях субъектов РФ.
Напомним, в апреле этого года в антимонопольную службу поступила жалоба от Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) на ряд пунктов послания губернатора Самарской области Николая Меркушкина. В частности, СПАП возмутили планы главы региона по увеличению доли самарских алкогольных напитков на розничном рынке региона с 30 до 80 %. Она, говорится в послании, должна вырасти «за счет совершенствования системы продаж, элементов монопольного статуса региональных производителей».
В Союзе производителей алкоголя, куда входят 13 компаний (ОАО «Московский завод «Кристалл», ЗАО «Группа компаний «Русский
Алкоголь
», ОАО «Росспиртпром», ООО «Русский Стандарт Водка» и др. — „Ъ“), заявили, что ситуация, которая возникла в Самарской области, по сути, является прямым нарушением антимонопольного законодательства. По словам председателя правления СПАП Дмитрия Доброва, к обращению в ФАС были приложены собранные в торговых точках материалы, доказывающие нарушения.
Отметим, что в феврале областное минэкономразвития на две недели приостановило лицензию на продажу алкоголя у ЗАО «ТД «Перекресток». В апреле и мае аналогичная ситуация произошла в двух тольяттинских гипермаркетах «О’Кей» и METRO, которым удалось вернуть лицензию только через несколько месяцев. Наблюдатели и участники рынка связывают эти ситуации с попытками областных властей заставить федеральные торговые сети увеличить на полках своих магазинов количество продукции самарских производителей спиртного. Однако сами ритейлеры официально не соотносят происходящее с планами господина Меркушкина. Вчера большинство торговых сетей отказалось комментировать сообщение ФАС.
Президент Самарской алкогольной ассоциации Сергей Баринов подтвердил „Ъ“ информацию о том, что в Самарской области неофициально власти ведут работу с торговыми сетями, направленную на увеличение доли местной алкогольной продукции на розничном рынке региона. «Некоторые продавцы боятся того, что мин-экономразвития отберет лицензию, поэтому соглашаются на условия областных властей. Сами понимаете, одна оторванная акцизная марка — это достаточное основание для приостановления лицензии. Особенно, это касается небольших локальных сетей», — объяснил господин Баринов.
В свою очередь, не все самарские производители алкоголя заметили поддержку со стороны областных властей. «Мы буквально пару месяцев назад возобновили свою работу после двухлетнего простоя, поэтому говорить о какой-то доле на рынке нашей продукции пока рано. Да, мы слышали о том, что власти региона будут помогать местным производителям, но пока этой поддержки на себе мы не испытали. Приходится привлекать кредитные средства», — сообщили вчера „Ъ“ в пресс-службе ООО «Винзавод «Тольяттинский». Ранее об этом заявляли и на Тольяттинском комбинате шампанских вин и коньяков «Росинка». В Самарской области предприятие продает лишь около 20 % своей продукции, но при поддержке властей региона могло бы увеличить долю на местном рынке на 10–15 %. На комбинате «Родник», который является крупнейшим производителем крепкого алкоголя в Самаре, вчера не ответили на запрос „Ъ“. Известно, что недавно компания получила 16 млн рублей в виде субсидий из облбюджета на развитие своих мощностей.
По данным регионального минэкономразвития, доля местного алкоголя в торговой сети Самарской области за год была увеличена с 25 до 50 %. По информации ведомства, на сегодняшний день магазины «Покупочка» и «Пчелка» продают до 60 % алкогольных напитков местного производства, «Посадский» — до 75 %, «Любимый магазин» — до 80 %. Около половины алкогольной продукции на прилавках дискаунтеров «Магнит» составляют напитки местного производства, примерно такая же ситуация в магазинах сети Х5 Retail Group. Каким образом удалось добиться таких показателей, в минэкономразвития не сообщают.
КоммерсантЪ Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?