Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
С пива переходят на суррогаты
Розничные продажи пива в России сократились на 6,5% за первые пять месяцев года. Это вынуждает пивные компании экономить на издержках. Так, Heineken намерена сократить число региональных марок в России, а Efes сокращает инвестиции в два раза.
Если в январе-мае 2008 года было куплено 461,2 млн декалитров этого напитка, то за аналогичный период текущего года — почти на 30 дкл меньше. Об этом говорится в очередном докладе Росстата.
Падение производства пива только за прошедший май составило 10,7%, выпуск за пять месяцев сократился на 7,4% в годичном исчислении. Также упали продажи водки и ликероводочных изделий — на 3,6%. Зато выросли розничные продажи вина (на 1,1% до 40,3 дкл), коньяков (на 2,9% до 4,2 дкл) и шампанского (на 5,4% до 10,5 дкл).
Спад в российской пивоваренной отрасли начался еще в 2008 году и впервые с 1996 года составил 0,6%, по данным Союза российских пивоваров. До этого российское пивоварение, как и мировое, демонстрировало заметный рост: с 2005-го по 2008 год мировое производство этого напитка увеличилось на 14% до 1,8 млрд гектолитров.
«С 1995 года производство и потребление пива в России показало рост в 5,5 раза, поэтому наблюдаемое нами снижение не приведет к трагическим последствиям, — рассуждает в интервью BFM.ru директор российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. — Однако пивной сегмент очень «тревожный»: по цене он не имеет соперников в слабоалкогольном легальном сегменте. Единственные его конкуренты — это суррогаты, технические жидкости, медицинские спиртовые настройки и тому подобные недорогие жидкости. И сокращение потребления пива означает, по-видимому, что самые малообеспеченные слои населения переходят на суррогат».
Основной фактор, который будет влиять на пивной рынок в этом году, по словам эксперта, — это законодательные инициативы российских чиновников. «Более чем вероятно, что пиво все-таки будет приравнено к алкогольным напиткам. В лучшем случае, будет просто запрещена вся реклама пивоваренной продукции», — прогнозирует Вадим Дробиз.
Напомним, 2 июля Государственное собрание Республики Алтай внесло в российскую Госдуму законопроект, предусматривающий включение пива в число алкогольных напитков — «для защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних».
Крупнейшие игроки мирового пивного рынка ждут, что потребление пива продолжит сокращаться в этом году, и начинают смещать акцент своей деятельности с российского на другие рынки и сокращать объемы инвестиций.
Так, нидерландская пивоваренная компания Heineken, чтобы снизить давление финансового кризиса, собирается прекратить дистрибьюцию некоторых российских региональных пивных брендов и закрыть неэффективные пивоварни по всему мире. Об этом в интервью Bloomberg заявил финансовый директор Heineken Рене Хоофт Граафланд. Развозиться по всей стране будут только наиболее популярные национальные бренды. Среди наиболее узнаваемых брендов компании в России — Heineken, «Бочкарев», Lowenbrau, «Охота» и «Жигулевское Хейнекен», среди региональных брендов — «Окское», «Русич», «Седой Урал», «Шихан», «Соляная Пристань», «Волга».
К сокращению затрат прибегал и другой крупный игрок российского пивоваренного рынка — SUN InBev (бренды «Толстяк», «Клинское», «Сибирская корона», «Стелла Артуа»и другие). «SUN InBev приняла меры, направленные на укрепление финансовой и бюджетной дисциплины, необходимые в резко изменившейся экономической среде, проведя необходимую оптимизацию затрат», — заявила Татьяна Галивонджян, директор по маркетингу SUN InBev Russia, отказавшись раскрывать подробности оптимизации.
«Приостанавливать производство региональных брендов мы не намерены. У нас сбалансированный портфель, в том числе — развивающиеся марки «Золотая Анрага», «Рифей», «Пикур» и «Волжанин», — уточнила Галивонджян.
Турецкий пивовар Efes (бренды Efes Pilsner, «Старый мельник», «Белый медведь» и другие) на фоне прогнозов падения российского пивного рынка объявил о сокращении инвестиций в российское производство более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом — об этом в начале июня заявлял на пресс-конференции президент Efes Beer Group Алехандро Хименез: «В прошлом году мы вложили около 105 млн долларов в расширение российского производства. В 2009 году мы снизим капиталовложения до 40-50 млн».
Компания Carlsberg, занимающая большую долю российского пивного рынка, также перестраховалась от нестабильности в этом регионе и решила заняться экспансией на активно растущий азиатский рынок, по данный газеты Financial Times. В частности, Carlsberg интересуется рынками Вьетнама, Китая и Индии.
Результатом такого масштабного сокращения затрат на российском рынке со стороны иностранных пивоваренных компаний может стать возрождение российских пивоваров, надеется глава ЦИФФРА Вадим Дробиз: «У меня есть большие надежды, что российские региональные производители смогут хоть немного отвоевать долю рынка у западных компаний. Сейчас на долю российских пивоваров приходится не более 6-7% всего рынка».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?