Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
РЖД–предложение
РЖД ищет для вокзалов инвестора, которому придется найти на это 600 млрд руб.
ОАО РЖД сегодня объявит публичный конкурс на передачу в аренду на 25 лет инфраструктуры 353 вокзалов. Новому инвестору предстоит привлечь 600 млрд руб. на их развитие и модернизацию. Но конкурс состоится только после того, как монополия вернет себе контрольный пакет ОАО «РЖД – Развитие вокзалов», которое сейчас управляет вокзальными комплексами.
Как стало известно “Ъ”, сегодня ОАО РЖД объявит о начале публичного конкурса на передачу в аренду на 25 лет инфраструктуры 353 вокзалов, находящихся в управлении дирекции железнодорожных вокзалов. Об этом “Ъ” сообщили сразу несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, новый инвестор передаст ОАО РЖД контрольный пакет компании, выигравшей конкурс, и займется привлечением около 600 млрд руб. на развитие, модернизацию и реконструкцию вокзальных объектов – в том числе технологических помещений и торговых площадей. В ОАО РЖД вчера отказались от комментариев.
Сейчас инфраструктурой вокзальных комплексов управляет ОАО «РЖД – Развитие вокзалов» (РЖД–РВ), 75% акций которого принадлежит «Системе-сервис» Сергея Пака, а 25% акций – дочерней компании ОАО РЖД «Баминвест». Но, как заявил вчера глава монополии Владимир Якунин, ОАО РЖД решило приобрести 51% акций РЖД–РВ: принятое решение учитывает «важность работы по реконструкции вокзалов», что позволит «активнее и сознательнее управлять процессом развития вокзальных комплексов». Сделка должна получить одобрение совета директоров ОАО РЖД. Господин Якунин подчеркнул, что сделка согласована с частными инвесторами и не направлена на их «оттеснение». По его словам, «они заинтересованы в том, чтобы со стороны РЖД была долгосрочная, понятная политика».
По словам одного из собеседников “Ъ”, конкурс на передачу в аренду вокзального имущества завершится уже после закрытия сделки по передаче ОАО РЖД контрольного пакета РЖД–РВ. Тем самым фактически монополия вернет себе эту компанию: в 2009 году она была учреждена «Баминвестом»; в 2011 году владельцем 75% акций стал НПФ «Благосостояние» (управляет пенсионными деньгами ОАО РЖД); затем этот пакет выкупила «Система-сервис». По словам одного из собеседников “Ъ”, это было «промежуточное решение для реструктуризации бизнеса, привлечения инвестиций в проект и начала процедуры передачи контрольного пакета компании ОАО РЖД». Нынешняя передача акций должна состояться «без монетизации», говорит он, оформление сделки продумывается. Что получит за «Система-сервис», неизвестно. В РЖД–РВ от комментариев отказались.
Начальник дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) Сергей Абрамов пояснил “Ъ”, что после передачи монополией акций РЖД–РВ компания смогла заняться развитием инфраструктуры вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов без обременения для ОАО РЖД. «Только в 2013 году РЖД–РВ удалось привлечь проектное финансирование на сумму более 7 млрд инвестиций»,– пояснил он. Он добавил, что в ближайшие десять лет ДЖВ предстоит реализовать масштабные проекты с привлечением до 600 млрд руб. Господин Абрамов не исключил, что к проекту привлекут иностранцев: «Ведутся переговоры с южнокорейскими инвесторами, подписан меморандум с канадской Trinity Development Group о готовности инвестировать в инфраструктурные проекты 50 млрд руб.».
Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий считает, что на вокзалы в крупных городах есть серьезный спрос со стороны инвесторов. Уникальность вокзалов в крупных городах в том, что через ограниченное пространство проходит огромный поток потенциальных потребителей дополнительных услуг, что гарантирует прибыль, пояснил эксперт. Но привлекательность конкурса зависит от условий, добавил он: если стоимость аренды будет слишком высока, а финансовые условия обременительны, круг инвесторов сократится.
Елизавета Кузнецова, Муса Мурадов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.