Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Рынок товаров повседневного спроса растет медленнее всего
Охота за промо, удобство и экономия времени, интерес к ЗОЖ.
По данным потребительской панели GfK, продажи на российском рынке товаров повседневного спроса (FMCG), включая лекарственные препараты, выросли на 2% в денежном выражении, — скромная динамика на фоне других секторов потребительского рынка. Для сравнения: обороты продаж автомобилей и бытовой техники росли двузначными темпами.
«Несмотря на слабую общую динамику, на российском рынке товаров повседневного спроса происходят значительные качественные изменения — и на уровне поведения потребителя, и на уровне категорий, и на уровне каналов продаж», — говорит Сергей Яшко, генеральный директор GfK Rus.
— Основными факторами, влияющими на динамику рынка FMCG, являются с одной стороны рост частоты покупок, а с другой — снижение размера среднего чека. Похоже, что люди теперь менее склонны закупаться большими объемами и все чаще предпочитают ходить в магазин с большей частотой и за малыми партиями, вместо того, чтобы покупать товары повседневного спроса про запас.
— Еще один «виновник» снижения среднего чека — рост покупок по промо. Конечно, портреты современных потребителей очень разные и зависят от региона, но первое, о чем нужно упомянуть, — во всех регионах есть «охотники за промо». В прошлом году 46% россиян говорили, что ищут способ сэкономить и используют для этого товары по спецпредложениям. Способствуют росту доли охотников за промо большое количество товаров со скидкой, а также возросшая осведомленность потребителей о скидках — в этом им помогают онлайн-сервисы, агрегирующие промопредложения. В итоге доля покупок по промо в обороте упакованной продукции составила 27%.
— 54% россиян говорят, что для экономии ищут магазины с низкими ценами. Дискаунтеры по-прежнему выигрывают от этой ситуации. Более того, в ответ на запросы чувствительной к ценам аудитории в России появились жесткие дискаунтеры, доля которых пока не очень большая (порядка 1,3%), но темпы роста впечатляют (+44%).
«Стремление экономить не вполне объясняет причины снижения оборотов целого ряда категорий товаров повседневного спроса. Текущие тренды нужно рассматривать в контексте стиля жизни россиян, новых привычек потребления, которые стали активно развиваться последние два-три года. Ответ на вопрос, почему происходят столь заметные изменения трендов домашнего потребления, дают наши инициативные исследования, посвященные изучению здорового образа жизни и привычек питания в России», — говорит Сергей Яшко.
— Кроме экономии денег потребители в России очень ценят удобство и экономию времени. Поэтому готовая еда набирает популярность и становится альтернативой традиционному приготовлению дома. Этот тренд — прекрасная возможность для роста сектора общественного питания, который отъедает у ритейла свою долю в кошельке потребителя. По данным GfK, практически каждый второй (46%) покупатель говорит, что хотя бы раз в месяц или чаще посещает пекарни и кондитерские, каждый четвертый хотя бы раз в месяц ходит в рестораны быстрого питания (27%) или кафе (24%). Каждый пятый заказывает еду с доставкой через сервисы доставки еды.
Ритейлеры и производители, которые услышали запрос потребителей на удобство и экономию времени, выиграли от этого тренда. В регионах с высоким покупательским потенциалом и высокой занятостью, например, в Москве, Петербурге и ряде других крупных городах, — растет спрос на готовые блюда, готовую кулинарию. В 2018 году готовые к употреблению блюда выросли в Москве на 18% (в упаковках), а в Санкт-Петербурге — на 12% (в упаковках).
«Удобный» тренд стимулирует рост e-commerce на рынке FMCG. Так, рост продаж продуктов питания в интернет-канале составил 30% в денежном выражении. В числе категорий с наибольшим вкладом в рост канала — бакалея, молочные продукты и неожиданно мясо.
— Еще один заметный тренд российского FMCG рынка — интерес к здоровому образу жизни / ЗОЖ. По данным исследования GfK, посвященного изучению влияния ЗОЖ на покупки домохозяйств, 58% покупателей в России говорят, что следуют правилам ЗОЖ при покупке товаров повседневного спроса.
Кроме этого, анализ реального покупательского поведения по потребительской панели GfK показывает, что покупатели мигрируют с менее здоровых к нейтральным категориям. И активно растут продукты, которые потребитель определяет для себя как более здоровые. Так, продажи индейки выросли на 16% (в натуральном выражении), соков с дополнительной ценностью (например, с витаминами, антиоксидантами, без сахара) — на 7,7% (в натуральном выражении). Потребление макарон твердых сортов увеличилось на 7,9%.
Практически каждый четвертый россиянин интересуется фермерскими продуктами (28%), каждый пятый — продуктами Био / Эко / Органик — 22%.
У определенной группы потребителей вызывают любопытство коробочные решения с диетами на неделю. Больше всего интерес к ним — в Москве, где 6% говорят, что пользуются иногда такими кулинарными решениями.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?