Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Рынок ощутил дефицит бензина
Цены на топливо пошли в рост
Рост оптовых цен на бензин вновь ускорился. В начале сентября из-за сокращения поставок топлива на внутренний рынок цены увеличились на 1,6–1,7%. Нефтяники не выполнили рекомендацию Минэнерго нарастить запасы топлива до 1,75 млн т, и независимые АЗС уже начали сталкиваться с дефицитом бензина. По данным “Ъ”, ФАС вновь предупредила о готовности начать новую волну антимонопольных дел, но пока перед службой поставлена другая задача – удержать рост розничных цен на топливо, чтобы не разгонять инфляцию.
Оптовые цены на бензин в первую неделю сентября начали новый виток роста: стоимость АИ-92 на бирже СпбМТСБ увеличилась на 1,7%, до 41,87 тыс. руб. за 1 т, с середины августа рост уже 4,6%. Цена на АИ-95 тоже растет, хотя не так быстро – 1,6% и 3,6% соответственно. Рост цен произошел на фоне ремонтов на нескольких крупнейших НПЗ в РФ и Белоруссии. Минэнерго рекомендовало нефтекомпаниям увеличить запасы бензинов под ремонты, доведя их к 1 сентября до 1,75 млн т. Но, как рассказали “Ъ” участники заседания оперативного штаба по нефтепродуктам при Минэнерго от 4 сентября, сделать это не удалось. В министерстве “Ъ” подтвердили, что объем резервов – 1,55 млн т: «Роснефть», «Газпром» и «Газпром нефть» не выполнили рекомендацию, в отличие от ЛУКОЙЛа, «Татнефти» и нефтяной компании «Альянс».
По словам источников “Ъ”, «в штабе» были приведены данные центрального диспетчерского управления ТЭКа, согласно которым нефтяники в июле и августе сократили производство бензинов по сравнению с планом на 233 тыс. т и 140 тыс. т соответственно, снизив поставки на внутренний рынок по сравнению с планом на 280 тыс. т и 209 тыс. т.
В Минэнерго “Ъ” пояснили, что это связано с авариями на Ачинском НПЗ и Сургутском заводе стабилизации конденсата, а также с задержкой на две недели запуска Ярославского НПЗ после модернизации. Но, по словам одного из собеседников “Ъ”, в целом за год отставание от плана по бензинам составляет уже более 1 млн т, «что можно объяснить авариями лишь частично». Крупнейшие нефтекомпании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» на запрос “Ъ” не ответили. По словам источников “Ъ”, нефтяники объясняли сокращение производства главным образом тем, что компаниям необходимо провести значительные работы по модернизации НПЗ в связи с переходом на выпуск топлива только стандарта «Евро-5» с 2016 года.
Несмотря на рост цен, Минэнерго считает, что ситуация с топливом стабильна, а «предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме». Но несколько собеседников “Ъ” на рынке уже говорят о случаях ограничения поставок не связанным с крупными корпорациями АЗС. «Ограничение поставок мелкооптовых партий бензина отдельным независимым потребителям фиксируется уже во многих регионах с конца августа. А в конце прошлой недели – и в московском регионе»,– отмечает, например, Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков».
По данным “Ъ”, на заседании штаба представитель ФАС открыто назвал действия нефтекомпаний сознательной недопоставкой топлива на рынок и предупредил, что в случае продолжения такой практики служба готова принять меры. Как писал “Ъ” в начале августа, ФАС уже тогда готова была начать новую волну антимонопольных дел против нефтяников, но пока так и не получила на это разрешения от руководства страны. Владимир Путин на совещании с членами правительства в конце августа поручил ФАС «внимательно следить и оперативно реагировать» на изменения цен на топливо. По словам собеседников “Ъ”, на рынке это было воспринято как поручение сдержать рост розничных цен на бензин, которые вносят значительный вклад в потребительскую инфляцию. Правительство сейчас сосредоточено на борьбе с ускорением инфляции: если ее не удастся сдержать, ЦБ придется поднимать ставки, тем самым повышая стоимость кредитования для экономики.
При этом «ножницы» между резким скачком оптовых цен на бензин и гораздо более медленным ростом цен на АЗС ставят под вопрос выживание независимой розницы. Коэффициент маржинальной доходности АЗС при продаже АИ-92 в Центральной России, по данным ИАЦ «Кортес», находится на рекордно низком уровне 3,5%, при этом премия внутреннего рынка (разница между поставками на внутренний рынок и экспортной альтернативой для нефтекомпаний) превышает 10 тыс. руб. на 1 т. «Рост оптовых цен связан с сокращениями отгрузок бензинов на внутренний рынок, видимо, это устраивает нефтекомпании»,– заявил “Ъ” глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, добавив, что в этой ситуации «нельзя замораживать розницу». По его мнению, правительству нужно заставить нефтекомпании увеличить поставки, а также рассмотреть вопрос о проведении товарных интервенций из Росрезерва и о закупке дополнительных объемов топлива из Белоруссии.
Юрий Барсуков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?