Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рынок качественных торгцентров в РФ за год удвоился, но спрос значительно превышает предложение
Несмотря на то что в 2007 г. объем рынка качественных торговых центров вырос вдвое, спрос еще значительно превышает предложение.
В 2007 г. в Ростове было введено 226 000 кв. м в торговых центрах и гипермаркетах, подсчитал коммерческий директор ADM Group Алексей Щипицын. Объем рынка качественных торговых площадей вырос вдвое и составил 456 000 кв. м. Всего же ростовские магазины занимают более 1,42 млн кв. м.
По данным компании «Акцент девелопмент», в Ростове работает более 10 современных торговых центров, на перспективу (2008-2010 гг.) заявлено еще 12 проектов общей площадью почти 0,7 млн кв. м.
В 2007 г. был сдан ТЦ на ул. Космонавтов (3600 кв. м, инвестор — ЗАО «Водопад»), на Военведе было завершено строительство ТЦ «Джанфида» (общая площадь — 5600 кв. м, частные застройщики), в Западном жилмассиве введены в эксплуатацию ТРК «Сокол» (13 500 кв. м, «Сокол»), гипермаркет Castorama (11 500 кв. м, инвестор — «Касторама рус»), Clover House (25 983 кв. м, инвестор — Clover Group) и «Мега» (IKEA, 130 000 кв. м).
На 2008 г. запланировано открытие торговых центров Metro Cash & Carry (10 500 кв. м) в Александровке, «Камелот» (11 870 кв. м, застройщик — «Роспромпроект»), «Золотой Вавилон» (78 000 кв. м, инвесторы — ADM Group, «Патеро девелопмент»), «Мегамаг» (88 782 кв. м, инвестор — концерн «Единство»).
Расширять свои торговые площади планирует и ТРК «Горизонт», рассказал его гендиректор Дан Полонский. В 2008 г. центральный вход ТРК будет переделан в торговую галерею площадью 5000 кв. м, где разместятся 13 магазинов марок для среднего класса (Massimo Dutti, Penny Black, Pinko, «Дикая Орхидея», Calvin Klein, Furla). К концу года в «Горизонте» откроются три ресторана на 350 посадочных мест, появятся новые магазины — Sisley, Karen Millen, Pepe Jeans London, Marks & Spencer, Camel Active, Geox. Компания работает и над проектом крытого аквапарка, который займет 17 000 кв. м. Все работы планируется завершить в течение полутора лет, обещает Полонский.
По мнению директора АН «Парус» Максима Хмеля, сейчас основная борьба за арендаторов и посетителей идет между «Мегой» и «Горизонтом». Полонский отрицает, что с открытием «Меги» у «Горизонта» начались проблемы с арендаторами или посетителями. «Центры работают для разной аудитории, в «Горизонте» есть большое количество брендов, которые не представлены в «Меге», — говорит он.
Город испытывает недостаток в высококачественных торговых площадях, поэтому все заявленные проекты будут востребованы, отмечает директор Accent Real Estate Investment Managers Румен Калчев. Спрос на торговые площади превышает предложение рынка в два-три раза, приводит данные специалист отдела коммерческой недвижимости АН «Титул» Владимир Литвинов. Свободных земельных участков в центре Ростова под строительство новых магазинов уже не осталось, говорит он. Для строительства крупного торгового центра необходим участок от 1,5 га, в историческом центре таких площадок просто нет, добавляет Хмель. И предлагает девелоперам идти «в промзоны и за город».
Практически все бренды, представленные в крупных ТЦ, хотят иметь отдельные магазины в центре города, признаются риэлторы и девелоперы. Но все первые этажи жилых домов на первых линиях уже заняты, а новые площади негде взять, говорит Литвинов. По его словам, из-за недостатка торговых площадей арендные ставки для бутиков выросли за 2007 г. почти на 30%. Если в 2006 г. 1 кв. м обходился арендаторам в $100-120 в месяц, то к концу 2007 г. дешевле $150-200 арендовать 1 кв. м было невозможно.
Арендаторы торговых центров в более выгодном положении. По информации Полонского, за 2007 г. арендные ставки в «Горизонте» выросли на 7-10%. Треть арендаторов платят «Горизонту» определенный процент с оборота. Полонский говорит, что «такая форма арендной политики является наиболее эффективной и для девелопера, и для арендатора».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?