Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Рынок факторинга ищет клиентов
Факторы осваивают новые ниши и конкурируют в торговом сегменте
Объем рынка факторинга в 2015 году сократится на 10-15% – таков базовый прогноз RAEX («Эксперт РА»), представленный на XI ежегодной конференции « Факторинг в России – 2015». Такой сценарий предполагает среднегодовую цену на нефть 50 долл. за баррель и инфляцию 14-15%. В случае реализации оптимистичного сценария (65 долл. за баррель, инфляция 10-12%) рынок по итогам 2015 года покажет динамику, близкую к нулю. Пессимистичный сценарий (35 долл. за баррель, инфляция свыше 17%) предполагает, что рынок может упасть на 40%.
Развитие рынка, как считают эксперты, в этом году будут определять повышенная стоимость заемных средств и финансовые проблемы бизнеса (в особенности компаний в сфере строительства, торговли электроникой и бытовой техникой, автомобилями). Приоритетом для факторов станет сохранение приемлемого качества портфеля. «Платежная дисциплина снижается, что не дает особых оснований для роста рынка факторинга, – отметил председатель правления НФК Роман Огоньков. – Однако многие клиенты не теряют оптимизма, но не исключено, что они еще не до конца ощутили все риски на своем бизнесе. Это дает надежду на то, что базовый прогноз сместится в лучшую сторону, а пессимистический не сбудется. Но для этого нужны реальные действия по поддержанию активности финансовой системы и заморозка неактуальных требований к достаточности капитала. Эти требования в принципе верные, но их внедрение сейчас кажется неуместным».
По словам Огонькова, важным остается вопрос формирования аппетита к риску в новых условиях. «Ситуация нетривиальная по сравнению с предыдущим опытом, потому что если взять показатели четвертого квартала прошлого года, то долговая нагрузка выросла только у 5% клиентов, и в основном это клиенты, которые имели в своем портфеле ощутимую долю валютных кредитов. В первом квартале 2015 года (по статистике НФК) у 30% клиентов возросла долговая нагрузка при том, что общий объем кредиторки перед банками у них снизился или остался на прежнем уровне. Таким образом, основной драйвер роста долговой нагрузки – сокращение выручки». Вопрос – что будет дальше. По мнению Огонькова, показатель отношения долговой нагрузки к ежемесячной выручке будет ухудшаться и в течение второго квартала может достичь 50%: «Сейчас не время верить в принцип too big to fall. Никакой бренд, никакой уровень долговой нагрузки не является гарантией финансовой устойчивости в среднесрочной перспективе. Мы более внимательно смотрим на cash flow, потому что даже компания с приемлемой текущей долговой нагрузкой может столкнуться с риском дальнейшего падения выручки из-за снижения платежеспособного спроса».
Как считают в RAEX, факторы с невысокими риск-аппетитами в этом году будут бороться за клиентов, работающих в сфере торговли продукцией повседневного спроса, – они меньше всего подвержены влиянию кризиса. Конкуренция факторов в этом сегменте усилится, и те из них, кто не сможет предложить контрагентам пониженные цены на свои услуги, будут вынуждены уходить в более рискованные сегменты рынка либо сокращать объемы бизнеса.
Сейчас для факторов настало время искать новые ниши, уверен член совета директоров IFG, президент «ОмниГрейд» Михаил Трейвиш. Это связано не только с кризисом (стагнация продаж у клиентов сокращает спрос, а рост потерь стоимости сокращает маржу факторов), но и с возрастом российского факторингового рынка, который превращает его в «алый океан» (жесткая конкуренция и высокие издержки). Среди потенциальных ниш эксперт выделил, в частности, рефакторинг (рефинансирование всех существующих факторинговых компаний в России) и конфиденциальный («закрытый») факторинг (покупатель не уведомляется о том, что требования к нему переуступаются фактору, т.е. факторинговой компании или банку). Еще одна возможная стратегия – поход «медвежьи углы», т.е. развитие бизнеса в крупных городах и областных центрах, куда факторинг как инструмент еще не дошел. Возможна и иностранная экспансия, считает Трейвиш, причем в качестве возможных рынков могут выступать довольно экзотические страны вроде Камбоджи, Лаоса и Мьянмы (последняя открывается иностранному влиянию в связи с недавним снятием со страны санкций США и Евросоюза).
Еще один инструмент, который в этом году получит «зеленый свет», это факторинг без финансирования – управление дебиторской задолженностью и страхование рисков неплатежа без финансирования. По словам вице-президента, управляющего директора по факторингу Промсвязьбанка Виктора Носова, пока этот продукт не продается как отдельный. «Не получалось прийти к клиенту и сказать «мы тебя не будем финансировать, но будем управлять твоей дебиторской задолженностью, плати нам за это», – отметил он. Однако и до непростой экономической ситуации у факторинговых компаний были совместные проекты, когда одна из них предоставляла финансирование, а другая принимала на себя риски.
Начальник управления факторинга «Московского кредитного банка» Владимир Колодяжный отметил, что факторинг без финансирования можно использовать в качестве дополнительного обеспечения, хотя могут возникнуть законодательные коллизии, так как по закону факторинг – это финансирование под уступку дебиторской задолженности. По мнению эксперта, в нынешней ситуации, когда качество заемщиков резко ухудшается, такой вид обеспечения, как дебиторская задолженность, имеет право на жизнь. Однако все-таки какое-то финансирование должно быть, считает Колодяжный, так как это повышает шансы взыскать средства с дебитора.
«Как потенциальный клиент, я полагаю, что все-таки это какой-то отдельный продукт, и для того чтобы не смущать разум клиента, не называйте это факторингом», – отметил директор департамента казначейства и управления рисками ГК «РОЛЬФ» Владимир Козинец. По его словам, управление дебиторской задолженностью без финансирования может быть интересно корпоратам, особенно сейчас, когда во многих крупных и не очень компаниях идет существенное сокращение издержек. «Все смотрят, где бы сэкономить, начиная от бухгалтерии и заканчивая бумагой. Если факторы за счет эффекта объема смогут предложить комиссии, которые ниже затрат на содержание отделов по работе с дебиторской задолженностью в корпорациях, это будет очень востребовано», – считает Козинец. Он также добавил, что у факторинговых компаний есть существенное преимущество – они являются центрами экспертизы по управлению дебиторской задолженностью, и это можно продавать.
Инфографика: Евгения Носкова/РГ
Фото: Depositphotos.com
Леонид Кулешов, «Российская Бизнес-газета»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?