Декоративное изображение
3 142

Поделиться

Рынок электроники потерял в деньгах

У потребительского спроса плохие перспективы

Российский рынок бытовой техники и электроники вернулся к падению – на 4,5% по итогам второго квартала. В этом виноваты общая экономическая ситуация и растущий интерес потребителей к более дешевой продукции. Ухудшить ситуацию с потребительским спросом может возврат налога с продаж, опасаются ритейлеры.

Объем рынка бытовой техники и электроники в мае–июне этого года сократился на 4,5% к аналогичному периоду прошлого года, до 281,3 млрд руб., говорится в отчете GfK. По итогам полугодия снижение оценивается в 0,3% – до 628,5 млрд руб. Последний раз сокращение рынка фиксировалось в четвертом квартале 2013 года – на 3%, до того – в начале 2010 года. При этом по итогам всего 2013 года объем рынка увеличился на 2,4%, почти до 1,4 трлн руб. В минувшем квартале больше всего потерял рынок фотоаппаратов, продажи которых сократились на 30,6% по сравнению с апрелем–июнем 2013 года – до 9,7 млрд руб. Объем рынка компьютерной техники сократился на 11,8%, до 69,2 млрд руб., офисного оборудования – на 12,2%, до 11,8 млрд руб., аудио- и видеотехники – на 3,6%, до 54,2 млрд руб. Небольшой прирост демонстрировали лишь сегменты малой и крупной бытовой техники, а также телекоммуникаций.

Рынок близок к насыщению, поэтому не может расти так же активно, как в середине 2000-х, отмечает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Например, по данным Synovate Comcon, 98,9% россиян имеют дома холодильник, 93,9% – стиральную машину, 83,4% – пылесос, 68,1% – микроволновую печь. На продажах также отражается колебание валют и общая экономическая ситуация, добавляет господин Гуськов. Электроника не является товаром первой необходимости, как, например, продукты питания, поэтому во время нестабильности ее покупают меньше, констатирует он.

В сегменте компьютерной техники активно продолжают расти только продажи планшетов, но даже их оборот сокращается из-за широкого распространения дешевых моделей и снижения покупательского интереса к дорогим, отмечается в отчете GfK. По словам руководителя аналитического отдела «Эльдорадо» Елены Жуковой, и производители, и розница ставили задачу обеспечить потребителя максимально дешевым средством коммуникации, что и удалось во втором квартале. «Если цены и продажи в премиальном сегменте достаточно стабильны и сохраняют рост, то цены в дешевом сегменте падают с опережением роста продаж»,– говорит госпожа Жукова.

Снижение покупательской активности фиксируют и в «М.Видео». «Во втором квартале мы отметили серьезное охлаждение рынка»,– говорит представитель ритейлера Антон Пантелеев. По его мнению, «намечающиеся позитивные изменения» могут быть полностью нивелированы новым налогом с продаж, который «разгонит потребительскую инфляцию и отразится на конечных ценах». Кроме того, региональный характер налога простимулирует средние и крупные непубличные сети уходить в тень и сократит и без того небольшую долю законопослушных компаний, которая сейчас находится на уровне от 40% до 20–25%, добавляет господин Пантелеев.

Ассоциация компаний розничной торговли ( АКОРТ ) в начале августа также указывала, что введение налога негативно повлияет на рынок. По мнению АКОРТ, даже без учета налога с продаж другие негативные эффекты на экономику от повышения налогов (увеличение ставки НДС , установление плоской шкалы отчислений во внебюджетные фонды, рост акцизов) приведут к росту цен как минимум на 3–4%, прежде всего на продовольственные товары повседневного спроса. Продуктовые ритейлеры при этом пока не фиксируют, что россияне стали экономить на еде. «Продажи стабильны»,– сообщил “Ъ” начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов.

Анастасия Дуленкова, Павел Белавин, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами