Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рыба попала на переоценку
В России может быть создан центр мониторинга мировых цен на водные биоресурсы
Правительство РФ намерено ужесточить контроль за экспортными и импортными ценами на рыбу и морепродукты, пошлины на которые будут снижены с 1 сентября в рамках обязательств по вступлению России в ВТО. Потери бюджета от снижения ставок только до конца года оцениваются в 4–4,2 млрд руб., поэтому для определения достоверной таможенной стоимости на эту продукцию планируется создать специальный центр мониторинга мировых цен на водные биоресурсы.
Сегодня вопрос создания специального центра мониторинга мировых цен на водные биоресурсы будет обсуждаться в ходе круглого стола ФГБУ «Аналитический центр при правительстве Российской Федерации». Решение о создании механизма мониторинга мировых цен на водные биоресурсы в целях определения их достоверной таможенной стоимости было включено в мартовские поручения президента Путина по рыбохозяйственному комплексу.
Необходимость создания центра связана с тем, что с 1 сентября в рамках выполнения обязательств по вступлению в ВТО Россия снижает адвалорную ставку экспортных таможенных пошлин на вывоз большинства видов водных биологических ресурсов с 5% до 3,75%, а на наиболее валютоемкие позиции (крабы, икра и т. д.) – с 10% до 7,5%. Одновременно вступают в силу новые ставки ввозных таможенных пошлин. Снижение коснется порядка 5100 позиций различных товаров, включая большинство продовольственных, в том числе рыбу. В частности, на импорт наиболее востребованных на российском рынке семги и форели пошлина снизится с 10% до 8,6% на охлажденную и до 8,3% – на замороженную. Самое значительное снижение импортных таможенных пошлин предусмотрено для мороженой сельди и продукции из нее: с 10% до 6,5%.
Несмотря на то что по каждой отдельной позиции снижение невелико и составляет от 1–3 процентных пункта, таможенные эксперты оценивают потери бюджета по рыбе от снижения экспортных ставок в 1,5 млрд руб. (около $45 млн), а от уменьшения импортных – в 2,5–2,7 млрд руб. (свыше $76 млн). Расчеты сделаны исходя из прогнозируемых среднегодовых объемов экспорта и импорта рыбы и морепродуктов. Так, экспорт по итогам 2013 года составит 1,75 млн тонн на сумму порядка $3,3 млрд, основная доля из которых придется на минтай (50%), сельдь (13%), треску и пикшу (9%). Ввоз в РФ рыбы и морепродуктов, включая готовую и консервированную, прогнозируется на уровне 900 тыс. тонн на сумму около $2,8 млрд. При этом, как неоднократно отмечали в Росрыболовстве, опираясь на статистику, полученную от зарубежных коллег, ежегодно из-за браконьерского лова и недостоверной декларации цен на таможне мимо российского бюджета проходит до 30 млрд руб. (около $907 млн).
Создание специального органа для решения этого вопроса эксперты и участники рынка оценивают неоднозначно. По их мнению, в мире существуют несколько специализированных ресурсов, наиболее масштабный из которых – Рыбная информационная служба (Fish Information and Service) с филиалами по всему миру и со штаб-квартирой в Токио. «За годовую подписку в размере €1668 любой желающий получает доступ к мировым новостям рыбного рынка, текущим ценам на мировых биржах и аукционах и прочему материалу, которым с 1995 года пользуются государственные и коммерческие структуры»,– отмечает глава Росрыболовства Андрей Крайний. По его мнению, нужно интегрировать существующую систему мониторинга мировых цен на водные биоресурсы в процедуру работы таможни. «Через три года Россия в рамках ВТО обязана обнулить вывозные пошлины на рыбу. Мониторинг мировых цен и для таможни потеряет актуальность. Так что не стоит тратить время и деньги»,– пояснил глава профильного ведомства. Глава комитета РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев уверен, что создание центра имеет смысл, если его роль не будет сводиться к контролю за таможенными ценами. «Идея здравая, если эти данные будут, в частности, использоваться для повышения качества госрегулирования на этом рынке»,– говорит он. Инвестиции в создание системы участники рынка и чиновники оценить затруднились.
Светлана Ментюкова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.