Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Русскому стандарту" хватает опта
Рустам Тарико и Василий Анисимов будут продавать водку порознь
Как выяснил «Ъ», распалось партнерство холдинга «Русский стандарт» Рустама Тарико и Восточно-Европейской дистрибуторской компании (ВЕДК) Василия Анисимова. Предполагалось, что ВЕДК, покрывающая более 90% розницы в стране, станет эксклюзивным оптовиком холдинга, в частности его водок «Русский стандарт» и Imperia. Это увеличило бы их продажи, но, возможно, привело бы к закрытию собственного дистрибуторского бизнеса — «Руст Инк».
В октябре 2010 года ВЕДК начала продавать алкогольную продукцию господина Тарико — его собственные водки «Русский стандарт», Imperia и «Аврора», а также импортируемые им вермут Cinzano, коньяк Remy Martin, ликер Cointreau, шампанское Piper-Heidsieck и др. Эксклюзив распространялся на Калининградскую область и Дальний Восток (Бурятию, Саха-Якутию, Забайкальский край, Амурскую область, Приморский край, Хабаровский край, Магаданскую область, Еврейскую АО, Камчатку, Сахалинскую область). Предполагалось протестировать сотрудничество на этих регионах, а затем расширить его на всю территорию России.
Но вчера партнеры разослали совместное письмо (имеется в распоряжении «Ъ») другим дистрибуторам-посредникам, в котором сообщили о прекращении сотрудничества с 1 августа. «К сожалению, в «Русском стандарте» не захотели расширить географию сотрудничества, а нам интересно работать только в федеральном масштабе»,— подтвердил гендиректор ВЕДК Вадим Касьянов. В «Русском стандарте» не смогли предоставить комментарий.
Алкогольный бизнес «Русского стандарта» — это завод в Санкт-Петербурге (в 2010 году, по данным Росстата, произвел 2,2 млн дал, или 2,3% всей выпущенной в стране водки; бренды — «Русский стандарт», Imperia и «Аврора») и дистрибутор «Руст Инк» (импортировал 647,7 млн дал, или 1,6% всего ввезенного в Россию алкоголя). «Руст Инк» в настоящее время импортирует продукцию компаний Camapri (до 1 января 2012 года продает ее вермут Cinzano и игристое вино Cinzano Asti) и Remy Cointreau (коньяк Remy Martin и Louis XIII, бренди St Remy и Metaxa, ликер Cointreau, шампанское Piper-Heidsieck). Выручка «Руст Инк» в прошлом году только в России оцениваются в 8,5 млрд руб. (без учета экспорта).
ВЕДК создана в августе 2009 года структурами совладельца «Металлоинвеста» и Coalco Василия Анисимова. Продает оптом марки собственного производства (водки «Двойная», «Белый ключ», коньяк «Дукат»), а также «Росспиртпрома» (водка «Дымка»), «Союзплодоимпорта» (коньяк «Московский», шампанское «Советское», водка «Русская» и др.), «Продимпэкса» (водка «Путинка»). По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка в 2010 году — 3,97 млрд руб., чистый убыток — 559,6 млн руб.
Дистрибуторские возможности ВЕДК должны были увеличить представленность «Русского стандарта» в федеральной рознице, считают эксперты. По собственным данным, ВЕДК покрывает более 90% розничных точек страны, торгующих крепким алкоголем. У «Руст Инк», собственного дистрибутора «Русского стандарта», только 60% федеральной розницы, отмечает менеджер компании-конкурента. По данным отраслевого агентства ЦИФРРА, «Руст Инк» контролирует 30% продаж премиальной водки (дороже 250 руб. за 0,5 л), ближайшими конкурентами являются компании «Регата» (бренд «Белая березка») с 18% и «Ладога» (водка «Царская») с 13%. На всем рынке премиального алкоголя доля «Руст Инк» составляет около 9%. Но представленность в отдельных регионах была слабой: например, по оценке начальника отдела маркетинга «Винэксима» (водки «Володя и медведи», «Рублевка») Александра Голубева, Дальний Восток в 2010 году обеспечил «Русскому стандарту» всего около 3% продаж водок, этот показатель мог бы быть выше.
Но согласие «Руст Инк» отдать ВЕДК всю дистрибуцию в стране сделало бы бессмысленным собственное существование, считает топ-менеджер конкурирующей компании. «В этом году они («Руст Инк».— «Ъ») лишились двух крупных контрактов с Campari и William Grant & Sons. Cейчас ведут переговоры с другими иностранными компаниями о включении их продукции в свой портфель. Если бы они согласились на условия ВЕДК, им было бы трудно объяснить наличие двух дистрибуторов, с каждым из которых нужно делиться прибылью с продаж»,— рассуждает он.
Для ВЕДК партнерство означало появление в портфеле брендов более доходной премиальной продукции. До этого она продавала демократичные марки — например, водки «Дымка» и «Русская» позиционируются в сегменте до 140 руб. за 0,5 л. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что ВЕДК потеряла меньше, чем «Русский стандарт». «На российском рынке сегодня достаточно премиальных продуктов в сегменте «Русского стандарта», которые они (ВЕДК.— «Ъ») могли бы получить в свой дистрибуторский портфель на эксклюзивной основе»,— говорит эксперт.
Олег Трутнев
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.