Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Русский стандарт» возвращается на рынок экспресс-кредитов
Кредиты не по сезону: «Русский стандарт» возвращает себе долю в торговых сетях
«Русский стандарт», лидировавший на рынке экспресс-кредитования в торговых сетях до кризиса, но утративший свои позиции, может в ближайшее время вернуться в тройку лидеров. С начала года он смог практически избежать сезонного сокращения портфеля и увеличить долю рынка.
По данным агентства Frank research group, рынок POS-кредитования (экспресс-кредитования в торговых сетях) с начала года сократился на 9,8%, до 174 млрд руб. Сокращение портфелей в начале года – сезонный фактор. За аналогичный период прошлого года сокращение составило 5,1%. По словам члена правления Альфа-банка Алексея Коровина, с 2009 по 2011 год это падение в целом по рынку потребительских кредитов составляло от 5% до 14,5%. «Это результат амортизации кредитов, выданных в высокий предновогодний сезон»,– отмечают в Русфинанс-банке.
При этом, как свидетельствуют данные Frank research group, портфели POS-кредитов крупнейших игроков рынка вели себя не одинаково. Так, лидер рынка ХКФ-банк за первые пять месяцев текущего года сократил портфель на 12,7%, до 38,9 млрд руб., ОТП-банк – на 6,4%, до 36,8 млрд руб., Альфа-банк – на 5,8%, до 24,1 млрд руб. Наибольшее сокращение портфеля продемонстрировал замыкающий пятерку лидеров Русфинанс-банк – на 20,4%, до 14,0 млрд руб., а вот банку «Русский стандарт» (4-е место) удалось практически избежать сезонного сокращения портфеля, он уменьшился всего на 1,2%, до 24 млрд руб. В результате «Русский стандарт» смог увеличить долю рынка до 13,8% и вплотную приблизился к своему ближайшему конкуренту Альфа-банку (13,9%). Разрыв в объеме портфелей POS-кредитов этих банков сократился до 100 млн руб.
До кризиса 2008 года «Русский стандарт» являлся бесспорным лидером рынка POS-кредитования. Так, на начало 2008 года его доля рынка составляла 28,3% (43,9 млрд руб.), второе место с заметным отрывом (23,1%) занимал ХКФ-банк. Однако в кризисный период «Русский стандарт» пересмотрел стратегию развития, решив отойти от рискованного кредитования и сконцентрироваться на карточном бизнесе. В результате доля рынка «Русского стандарта» в POS-кредитовании начала стремительно снижаться и достигла минимума в октябре 2010 года (7,8%, 5-е место). В 2011 году интерес «Русского стандарта» к рынку кредитования в торговых сетях возобновился – по итогам апреля 2011 года он смог вытеснить с 4-го места Русфинанс-банк и с тех пор постепенно наращивал долю рынка.
Нынешняя расстановка сил на рынке POS-кредитования, а также кадровые перестановки в розничном блоке Альфа-банка, в результате которых банк покинул курировавший это направление старший вице-президент Андрей Сокольский (см. ”Ъ” от 21 июня), дают «Русскому стандарту» шанс уже в ближайшее время снова войти в тройку лидеров этого рынка, считают эксперты. «”Русский стандарт” имеет большой опыт работы в этой сфере и квалифицированные кадры, которые банк сохранил, несмотря на стагнацию этого направления»,– поясняет аналитик ИК «Солид» Елена Юшкова. Однако дальнейшее усиление позиций «Русского стандарта» на рынке POS-кредитов будет зависеть от рекламной активности и ценовой политики, отмечает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. В «Русском стандарте» не стали комментировать свои планы относительно увеличения активности в торговых сетях. «Мы реализуем долгосрочную стратегию работы на рынке POS-кредитования, в рамках которой наращиваем число удобных и доступных продуктов и расширяем взаимодействие с торговыми партнерами»,– сообщили в пресс-службе «Русского стандарта».
В Альфа-банке не слишком обеспокоены активностью конкурента. «Стратегически Альфа-банк стремится увеличить свою долю рынка в сегменте нецелевого кредитования. Наши приоритеты – это кредиты наличными и кредитные карты, второй фокус Альфа-банка – это привлечение средств физических лиц до востребования,– сообщил Алексей Коровин.– Рынок потребительского кредитования остается для нас важной точкой приложения усилий, но критерием успешности на нем, наряду с показателями доли рынка, является эффективность наших операций – мы не считаем инвестиции в “покупку” доли рынка оправданными».
Мария Тихонова, Ксения Дементьева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?