Декоративное изображение
2 961

Поделиться

Русская семга прищучит норвежскую

Через пять лет Россия сможет практически полностью отказаться от импорта норвежского лосося, заменив его рыбой собственного производства. В авангарде этого процесса будут две компании: группа «Русское море», контролируемая младшим братом губернатора Московской области Максимом Воробьевым и структурами Геннадия Тимченко, а также компания «Русский лосось», в которой через ЕГРЮЛ находятся следы супруги бывшего губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко.

Сегодня, покупая в любом российском магазине красную рыбу, можно быть уверенным в ее норвежском происхождении – скандинавы являются абсолютными мировыми лидерами по ее производству и доминируют на российском рынке. По данным гендиректора ГК «Русское море» Дмитрия Дангауэра, из 200 тыс. т семги, импортированной в Россию в 2012 году, на долю охлажденной норвежской рыбы пришлось 150 тыс. т.

Российский лосось в этом семужном потоке из Норвегии сегодня кажется икринкой в море: объем искусственно выращенных лососевых в России в прошлом году составил порядка 20 тыс. т. Всего же в стране искусственно выращивается 150 тыс. т рыбы, однако основной объем – порядка 110 тыс. т – приходится на менее ценные карповые виды.

Впрочем, пионеры российской аквакультуры – «Русское море» и «Русский лосось» – обещают, что скоро тотальному норвежскому преимуществу на полках российских магазинов придет конец. Дмитрий Дангауэр утверждает, что потенциально его компания может производить в искусственных условиях порядка 70 тыс. т семги и форели. Среднесрочные планы несколько скромнее. Согласно утвержденным проектам развития, к 2018–2020 годам «Русское море» будет производить до 30 тыс. т рыбы. Большая часть от общего объема придется на семгу (атлантический лосось), выращиваемую на фермах в Мурманской области.

Первых мальков семги «Русское море», контролируемое структурами младшего брата действующего губернатора Подмосковья Андрея Воробьева Максима и известного нефтетрейдера Геннадия Тимченко, запустило на свою ферму в Баренцевом море еще в 2012 году, на май 2014 года запланирован сбор первого «урожая», рассказал г-н Дангауэр. Вторая ферма запущена в этом году, и в 2015‑м собираются получить с нее первую товарную рыбу. В следующем году компания рассчитывает запустить в Мурманской области еще две фермы с дальнейшей рассадкой до трех. Всего же у компании заключены договоры на пользование 11 участками воды на побережье Баренцева моря.

Производством форели компания занимается в Карелии. В этом году единственная пока ферма «Русского моря» произведет 3 тыс. т рыбы. Но уже в ближайшее время компания примет решение о тиражировании этого направления, уверяет г-н Дангауэр. В Карелии «Русское море» арендует также 11 участков. В целом в реализацию проектов по аквакультуре «Русское море» уже инвестировало 1,7 млрд руб., а по утвержденным проектам для достижения заявленного объема в 30 тыс. т потребуется 18 млрд руб., уточняет г-н Дангауэр.

Россия имеет серьезный потенциал развития аквакультуры, спрос значительно превышает предложение, пояснил он грандиозные планы компании. «Наша рыба по качеству не уступает норвежской, а по некоторым параметрам, в том числе и в плане оперативной логистики, превосходит ее», – подчеркивает глава «Русского моря».

Однако даже с такими объемами производства компания не станет лидером в сфере аквакультуры: еще более масштабные планы строит «Балтийский берег». «Дочка» компании – «Русский лосось» – занимается выращиванием семги в Мурманской области с 2009 года, и в этом году компания произведет порядка 20 тыс. т рыбы, а к 2018 году за счет новых ферм компания рассчитывает производить от 80 тыс. до 100 тыс. т семги.

По данным СПАРК, владельцами «Балтийского берега» являются предприниматели из Санкт-Петербурга Сергей Лебединский и Михаил Бобров, также имеющие отношение к строительной компании СЗСК. Любопытно, что крупным владельцем ООО «Гиганте Печенга» (39%) в Мурманской области, 31% которого принадлежит «Балтийскому берегу», по данным ЕГРЮЛ, числится Валентина Дмитриенко. Это супруга экс-губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко, ранее занимавшего высокий пост в Росрыболовстве.

Впрочем, в «Русском лососе» РБК daily опровергли связь компании с семьей бывшего губернатора заполярного региона, пояснив, что купили в свое время «Гиганте Печенга» как владельца интересовавшего их участка в заливе.

Элементарная арифметика показывает, что если «Русское море» и «Русский лосось» сумеют реализовать заявленные планы, то своими двумя мурманскими хозяйствами через пять–семь лет они практически полностью смогут заместить импорт норвежского лосося.

По данным Росстата, за восемь месяцев импорт охлажденной и замороженной семги и форели в Россию увеличился на 5,1% по сравнению с тем же периодом 2012 года и составил 130 тыс. т. Но при этом сократился ввоз охлажденной рыбы из Норвегии на 22%, до 78 тыс. т, из-за того, что местные производители подняли свои цены на семгу на 45%, а на форель – на 35%.

Чтобы не зависеть от таких ценовых колебаний, России просто жизненно необходимо развивать свою аквакультуру. Этому будет способствовать принятый в этом году закон об аквакультуре, уверен руководитель аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. По оценкам эксперта, потенциальная емкость российского рынка лососевых составляет около 500 тыс. т.

Правда, у главы Рыбного союза Сергея Гудкова есть сомнения в том, что все планы будут реализованы. Российские компании смогут привлечь средства для развития своих проектов, вырастить рыбу и ее продать, но при этом в России нет опыта управления такими большими проектами, поясняет он. «Экологические риски, опасность распространения инфекционных заболеваний, биотерроризм несут серьезную опасность рыбозаводчикам», – считает эксперт, напоминая опыт Чили. Эта страна интенсивно развивала производство лосося, довела до 400 тыс. т, но затем начались масштабные заболевания лосося, из-за чего производство рыбы сократилось на 70%. Отечественные компании своими силами не смогут решить эти проблемы, для этого нужна помощь государства как финансами, так и специалистами, резюмировал г-н Гудков.

Алексей Кузьменко, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами