Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Русская семга прищучит норвежскую
Через пять лет Россия сможет практически полностью отказаться от импорта норвежского лосося, заменив его рыбой собственного производства. В авангарде этого процесса будут две компании: группа «Русское море», контролируемая младшим братом губернатора Московской области Максимом Воробьевым и структурами Геннадия Тимченко, а также компания «Русский лосось», в которой через ЕГРЮЛ находятся следы супруги бывшего губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко.
Сегодня, покупая в любом российском магазине красную рыбу, можно быть уверенным в ее норвежском происхождении – скандинавы являются абсолютными мировыми лидерами по ее производству и доминируют на российском рынке. По данным гендиректора ГК «Русское море» Дмитрия Дангауэра, из 200 тыс. т семги, импортированной в Россию в 2012 году, на долю охлажденной норвежской рыбы пришлось 150 тыс. т.
Российский лосось в этом семужном потоке из Норвегии сегодня кажется икринкой в море: объем искусственно выращенных лососевых в России в прошлом году составил порядка 20 тыс. т. Всего же в стране искусственно выращивается 150 тыс. т рыбы, однако основной объем – порядка 110 тыс. т – приходится на менее ценные карповые виды.
Впрочем, пионеры российской аквакультуры – «Русское море» и «Русский лосось» – обещают, что скоро тотальному норвежскому преимуществу на полках российских магазинов придет конец. Дмитрий Дангауэр утверждает, что потенциально его компания может производить в искусственных условиях порядка 70 тыс. т семги и форели. Среднесрочные планы несколько скромнее. Согласно утвержденным проектам развития, к 2018–2020 годам «Русское море» будет производить до 30 тыс. т рыбы. Большая часть от общего объема придется на семгу (атлантический лосось), выращиваемую на фермах в Мурманской области.
Первых мальков семги «Русское море», контролируемое структурами младшего брата действующего губернатора Подмосковья Андрея Воробьева Максима и известного нефтетрейдера Геннадия Тимченко, запустило на свою ферму в Баренцевом море еще в 2012 году, на май 2014 года запланирован сбор первого «урожая», рассказал г-н Дангауэр. Вторая ферма запущена в этом году, и в 2015‑м собираются получить с нее первую товарную рыбу. В следующем году компания рассчитывает запустить в Мурманской области еще две фермы с дальнейшей рассадкой до трех. Всего же у компании заключены договоры на пользование 11 участками воды на побережье Баренцева моря.
Производством форели компания занимается в Карелии. В этом году единственная пока ферма «Русского моря» произведет 3 тыс. т рыбы. Но уже в ближайшее время компания примет решение о тиражировании этого направления, уверяет г-н Дангауэр. В Карелии «Русское море» арендует также 11 участков. В целом в реализацию проектов по аквакультуре «Русское море» уже инвестировало 1,7 млрд руб., а по утвержденным проектам для достижения заявленного объема в 30 тыс. т потребуется 18 млрд руб., уточняет г-н Дангауэр.
Россия имеет серьезный потенциал развития аквакультуры, спрос значительно превышает предложение, пояснил он грандиозные планы компании. «Наша рыба по качеству не уступает норвежской, а по некоторым параметрам, в том числе и в плане оперативной логистики, превосходит ее», – подчеркивает глава «Русского моря».
Однако даже с такими объемами производства компания не станет лидером в сфере аквакультуры: еще более масштабные планы строит «Балтийский берег». «Дочка» компании – «Русский лосось» – занимается выращиванием семги в Мурманской области с 2009 года, и в этом году компания произведет порядка 20 тыс. т рыбы, а к 2018 году за счет новых ферм компания рассчитывает производить от 80 тыс. до 100 тыс. т семги.
По данным СПАРК, владельцами «Балтийского берега» являются предприниматели из Санкт-Петербурга Сергей Лебединский и Михаил Бобров, также имеющие отношение к строительной компании СЗСК. Любопытно, что крупным владельцем ООО «Гиганте Печенга» (39%) в Мурманской области, 31% которого принадлежит «Балтийскому берегу», по данным ЕГРЮЛ, числится Валентина Дмитриенко. Это супруга экс-губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко, ранее занимавшего высокий пост в Росрыболовстве.
Впрочем, в «Русском лососе» РБК daily опровергли связь компании с семьей бывшего губернатора заполярного региона, пояснив, что купили в свое время «Гиганте Печенга» как владельца интересовавшего их участка в заливе.
Элементарная арифметика показывает, что если «Русское море» и «Русский лосось» сумеют реализовать заявленные планы, то своими двумя мурманскими хозяйствами через пять–семь лет они практически полностью смогут заместить импорт норвежского лосося.
По данным Росстата, за восемь месяцев импорт охлажденной и замороженной семги и форели в Россию увеличился на 5,1% по сравнению с тем же периодом 2012 года и составил 130 тыс. т. Но при этом сократился ввоз охлажденной рыбы из Норвегии на 22%, до 78 тыс. т, из-за того, что местные производители подняли свои цены на семгу на 45%, а на форель – на 35%.
Чтобы не зависеть от таких ценовых колебаний, России просто жизненно необходимо развивать свою аквакультуру. Этому будет способствовать принятый в этом году закон об аквакультуре, уверен руководитель аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. По оценкам эксперта, потенциальная емкость российского рынка лососевых составляет около 500 тыс. т.
Правда, у главы Рыбного союза Сергея Гудкова есть сомнения в том, что все планы будут реализованы. Российские компании смогут привлечь средства для развития своих проектов, вырастить рыбу и ее продать, но при этом в России нет опыта управления такими большими проектами, поясняет он. «Экологические риски, опасность распространения инфекционных заболеваний, биотерроризм несут серьезную опасность рыбозаводчикам», – считает эксперт, напоминая опыт Чили. Эта страна интенсивно развивала производство лосося, довела до 400 тыс. т, но затем начались масштабные заболевания лосося, из-за чего производство рыбы сократилось на 70%. Отечественные компании своими силами не смогут решить эти проблемы, для этого нужна помощь государства как финансами, так и специалистами, резюмировал г-н Гудков.
Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?