Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Рука рынка потянулась за импортом
Дешевого рубля оказалось мало для импортозамещения
В марте 2009 года товарный импорт из стран дальнего зарубежья, по данн ым Федеральной таможенной службы (ФТС), сократился почти на 40% к марту 2008 года. К февралю 2009 года импорт уже вырос на 5% — главным образом за счет продовольствия и химии, несмотря на заверения правительства о том, что в сельском хозяйстве уже начался процесс импортозамещения. Инвестиционный импорт, который должен послужить модернизации отечественной промышленности, восстанавливается после девальвационного шока медленнее.
Вчера ФТС опубликовала данные о товарном импорте из стран дальнего зарубежья (более 90% российского импорта) в марте 2009 года, согласно которым по сравнению с мартом 2008 года ввоз товаров сократился на 39,9%, составив $11,2 млрд. Годовые темпы падения импорта заметно ускорились: в январе 2009 года они составляли 35,4%, в феврале — 36,7%, что отражает общее снижение внешней торговли. Импорт продовольственных товаров в марте сократился всего на 7,7%, а ввоз машин и оборудования — более чем вдвое. Столь существенное сокращение импорта по сравнению с докризисными показателями прошлого года позволяет ЦБ отчитываться о положительном сальдо торгового баланса (см. “Ъ” от 6 апреля).
В марте 2009 года по сравнению с февралем импорт вырос на 5%. В феврале 2009 года по сравнению с январем рост был гораздо более существенным — 41,8%. Впрочем, на этот показатель ощутимо повлиял «эффект низкой базы» января 2009 года, когда по сравнению с декабрем 2008 года ввоз товаров рухнул на 60%, в том числе благодаря и сезонности, и неопределенности импортеров в отношении новых контрактов, и девальвации рубля, и сокращению потребительского спроса. В марте же рубль уже был стабильным, а рост импорта на 5% по сравнению с февралем произошел на фоне заметно выросших цен на импортные товары.
Быстрее всего восстанавливается продовольственный импорт, “Ъ” неоднократно писал о том, что уровень докризисного потребления российские потребители продолжают поддерживать за счет сокращения сбережений (см. “Ъ” от 7 апреля). В марте по сравнению с февралем он вырос 26,7% — до $2,2 млрд, в стоимостном выражении фактически сравнявшись с мартом 2008 года ($2,3 млрд). На прошлой неделе вице-премьер Виктор Зубков заявил, что антикризисные меры правительства «уже работают сегодня», приведя в пример «начавшееся импортозамещение» в сельском хозяйстве. Быстрыми темпами восстанавливается импорт химической продукции, который в марте по сравнению с февралем вырос на 12,6%, до $1,9 млрд. В стоимостном выражении он, впрочем, еще далек от марта 2008 года ($2,6 млрд).
Медленнее всего восстанавливается инвестиционный импорт, который должен послужить модернизации производства в РФ и толчком к «качественному росту». За март ввоз машин и оборудования увеличился на 1,4%, главным образом за счет покупки РЖД «железнодорожных локомотивов» (рост на 20%) и «летательных аппаратов» (рост на 12,6%). В стоимостном же выражении в марте 2008 года инвестимпорт составил $5,1 млрд против $10,6 млрд в марте 2008 года. Стимулов для того, чтобы ввоз оборудования восстанавливался быстрее, нет. В марте 2009 года правительство вернуло импортную пошлину (5%) на инвестиционное оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, с целью покрытия дефицита бюджета (см. “Ъ” от 3 марта).
Изменения в предпочтениях домохозяйств и компаний уже заметно отразились на структуре импорта (см. график). Если в марте 2008 года ввоз машин и оборудования составлял 56,7%, то в марте 2009 года его доля сократилась до 45,5%, при этом в общем объеме импорта часть продовольствия увеличилась с 12,5% до 19,3%. Впрочем, правительство явно не рассчитывает на инвестиционный рывок. Как неоднократно заявляли чиновники Минэкономики, спасти экономику от существенного падения в 2009 году должно потребление, субсидируемое государством.
Алексей Шаповалов, КоммерсантЪ
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?