Декоративное изображение
2 607

Поделиться

Рубль сбил экономическую активность

Девальвация рубля поддержала замедление потребления и инвестиций

Потребительская активность граждан в январе продолжила замедляться, а инвестиционный спрос компаний сократился после декабрьского оживления, свидетельствуют опубликованные вчера данные Росстата. Домохозяйства потребляли меньше обычного, предпочитая непродовольственным товарам валюту, инвестиционный импорт подорожал, а его рост замедлился после четырех месяцев ускорения.

Данные Росстата о состоянии частного потребления и инвестиций в январе 2014 года оказались заметно хуже консенсус-прогноза аналитиков. Оборот розничной торговли в годовом выражении увеличился лишь на 2,7% (консенсус-прогноз агентства Bloomberg предполагал рост на 3,7%) на фоне угасающего роста реальных зарплат (2,5% при консенсусе в 3%) и стабильно низкой, благодаря неоплачиваемым отпускам, безработице в 5,6% (ожидания – 6,1%). Инвестиции же не смогли удержать позитивной динамики декабря 2013 года и по сравнению с январем 2013 года просели на 7%, когда эксперты ставили на их увеличение (0,6%).

Можно найти целый набор традиционных факторов, объясняющих столь слабую статистику начала года. Среди них и необычно холодный январь, в котором зарегистрирован резкий рост расходов граждан на потребление платных услуг (1,6% в годовом выражении), и завершение крупных инвестиционных проектов, и, конечно же, праздники. Между тем аналитики, опрошенные “Ъ”, уже обнаруживают очевидные свидетельства негативного влияния девальвации рубля на динамику частного потребления и инвестиций.

С учетом сезонности оборот розницы за январь просел. И хотя сокращение этого показателя в январе происходит ежегодно, в 2014 году оно было особенно резким – 2% (январь 2013 года – минус 1,2%, а 2012 года – минус 1,4%), отмечает Игорь Поляков из ЦМАКП. При этом потребление продовольственных товаров сократилось на 2,6%, а непродовольственных – на 1,1%. Очевидно, что одной из причин такого замедления стало охлаждение банковского кредитования. Однако девальвационные ожидания заставили граждан переключиться с потребления на валютные сбережения (ставки рублевых банковских депозитов снижались), убеждены в ЦМАКП. Прирост валютных вкладов, с учетом курсовой переоценки, за январь составил $2,4 млрд (плюс 2,3% к декабрю 2013 года). Увеличивался и объем валюты на руках у населения, что может продолжиться и в феврале, считают аналитики центра. Заметим, что в обновленном докладе ЦБ об основных направлениях денежно-кредитной политики также отмечалось лишь незначительное абсолютное замедление роста чистых иностранных активов в январе.

Не устоял перед девальвацией и инвестиционный спрос. Об этом свидетельствует резкое увеличение дефлятора капвложений с 4,9% в декабре 2013 года до 6,2% в январе 2014 года, подчеркивает Дмитрий Полевой из ING Russia. Динамика дефлятора «косвенно свидетельствует о переносе эффекта слабеющего рубля на инвестиции из-за высокой зависимости России от импорта комплектующих и оборудования», поясняет он. В подтверждение гипотезы господина Полевого выступает январская оценка композитного индекса инвестиционной активности ЦМАКП. В его структуре наблюдается торможение импорта инвестиционных товаров после четырех месяцев ускорения роста. Однако замещения инвестиционного импорта индекс не показывает: производство машин и оборудования в стране уверенно сокращается с середины 2012 года. С тем что замедление инвестиционного и частного спроса могло быть подогрето слабым рублем уже в январе, соглашается и Ярослав Лисоволик из Deutsche UFG.

Однозначные выводы о влиянии курса на деловую и потребительскую активность экономисты считают возможным делать не раньше первого квартала 2014 года. Однако «слабость экономики будет продолжать оказывать негативное давление на рубль за счет ухудшения девальвационных ожиданий», убеждены в ING Russia. Вопрос предполагаемого ЦБ ужесточения денежно-кредитной политики в ситуации, когда частный спрос остается фактически единственным источником экономического роста, остается открытым.

Алексей Шаповалов, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»

Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами