Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розничные цены продуктов превышают закупочные более чем на 300%
Превышение в России розничных цен над закупочными по отечественной продукции и товарам из стран СНГ, по оценкам региональных отраслевых министерств субъектов РФ, к концу мая достигает как минимум 270%, а розничных над оптовыми - самое меньшее 220%. Особенно проявляются такие "ценовые ножницы" в продовольственном секторе. Причем цены большей части (70%) этого ассортимента формируют перекупочные структуры, обслуживающие торговые сети. Поэтому на пороге нулевой рентабельности или ниже его ныне оказалось производство до 40% совокупного ассортимента продуктов сельского хозяйства и пищевой промышленности в России и до 25% - в тех же отраслях стран СНГ (для их экспорта российский рынок остается основным).
Многие участники недавно состоявшихся в Москве Бизнес-форума "Россия - СНГ", выставок-конференций "Госзаказ" и "АгроФерма" отмечали, в частности, что диапазон "ценовых ножниц" особенно существенный по продуктам АПК. А высокие транспортные тарифы в экономико-географических условиях России ускоряют падение рентабельности в тех отраслях и регионах, продукция которых издавна сориентирована на спрос в центрах потребления, отдаленных от производителей.
На тех форумах отмечалось также, что если перекупочные фирмы и торговые сети могут компенсировать сверхвысокими ценовыми накрутками свои убытки от обесценивания рубля, то у производителей нет таких возможностей. Потому что закупщики либо настаивают на падающих ценах, либо преходят на залежалый импорт. Но поэтому падает спрос, из-за чего быстро растут объемы порчи и выбраковки товаров: по оценкам упомянутых форумов, а также Минсельхоза России, в России только из-за завышенных цен общий объем выбраковки-порчи товаров сельского хозяйства и пищевой промышленности, в том числе ближнего зарубежья, к середине мая-2009 увеличился более чем втрое в сравнении с январем-февралем текущего года. А это сотни миллиардов рублей...
По данным начальника управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края Татьяны Зелениной, "закупочная цена молока в крае ныне от 6,8 до 9,5 руб. за литр. По 5,5 руб. за литр принимает молоко закупщик, которому молокоперерабатывающее предприятие платит от 6,8 руб. за литр". По тем же данным, себестоимость производства алтайских сыров и, например, сухого молока превышает закупочные цены на них. Поэтому растут нереализованные остатки этих продуктов.
Тем временем в ряде регионов, во-первых, вводятся директивные моратории на дальнейший рост розничных цен; во-вторых - население быстро увеличивает объемы закупок продовольствия у непосредственных его производителей, а в приграничных с ближним зарубежьем регионах РФ - у производителей из соседних стран СНГ. Потому что такие закупки дешевле, чем в торговых сетях минимум на 15%. Так, по данным минсельхоза Бурятии, в ее столице (Улан-Удэ), а также в соседнем Забайкальском крае с апреля-мая 2009 г. быстро растут продажи молока и мясоизделий с частных подворий, из-за чего местные торговые сети недавно были вынуждены снизить свои "молочно-мясные" цены на 5-8%. То есть частные продавцы переигрывают и переработчиков, которые при уменьшении собственного сбыта вынуждены по высоким тарифам оплачивать "свои полки" в супермаркетах.
А по информации минсельхоза Челябинской области, многие ее пищевые предприятия на днях подтвердили намерение снизить свои цены, чтобы помочь потребителям. Так, Аргаяшская птицефабрика в конце мая в административном порядке понизила цены на изделия из мяса домашней птицы на 10-30%. А Челябинский молкомбинат снижает расценки, но экономико-технологическими методами: снижением рентабельности, сокращением отходности и опять-таки понижением закупочных цен на сырье и полуфабрикаты.
Так что производители агросырья вместе с переработчиками и потребителями оказались в ценовом отношении как между молотом и наковальней. Но, повторим, розничные покупки сельхозпродукции растут у непосредственных ее производителей.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.