Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розничные сети заинтересованы в сохранении посредников
Кризис привел к росту административного давления в сегменте розничной торговли. «Говорить о риске госрегулирования в будущем времени бессмысленно, достаточно ознакомиться с постановлениями нижегородского губернатора, действующими уже года как три, о том, что в розничных сетях региона должно быть 70% нижегородского. Такие же постановления есть в других "удельных" княжествах России», - рассказал управляющий партнер Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко. Он также обратил внимание на рост прямого государственного присутствия в секторе - независимые сети постепенно переходят под контроль государственных компаний.
Эксперты уверены, что административное регулирование цен в розничной торговле - неэффективное решение. «Порядок в ценообразовании не должен наводиться административными мерами - это, как минимум, неэффективно, а кроме того, может привести к негативным последствиям - повышению уровня коррупции. Решить проблему цены может значительное повышение уровня конкуренции. А значит - нужно стимулировать производство, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Политическая воля должна проявляться в том, чтобы создавать максимально комфортные условия для развития бизнеса», - считает аналитик «КИТ-Финанс» Наталья Колупаева.
Ее поддерживает начальник отдела корпоративного анализа банка «Петрокоммерц» Евгений Дорофеев: «Госконтроль невозможен по большинству товаров, но по отдельным группам (очень небольшое число) он может вводиться в режиме "самоцензуры" - подобно тому, как государство "договаривалось" с молочниками и хлебопеками в прошлом году. Однако есть сильные опасения, что, как часто бывает, ситуация может пойти по наиболее "простому" пути фиксации цен или торговых надбавок. В этом случае, как представляется, высока вероятность именно коррупционных сценариев».
Росту цен на продукты содействует длинная цепочка, по которой проходят товары по пути к потребителю. Ее описал г-н Потапенко: «Производитель, как правило, импортный - таможня - представительство - дистрибьютор - сеть, маленький магазин. Цепочка сокращается при условии возникновения, точнее, сегментации, на: производство из наших ингредиентов - 3PL оператор - магазин/сеть». В итоге, по мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, снижение цен «возможно в результате наращивания инвестиций и укрупнения и повышения эффективности бизнеса всех участников рынка, совершенствования логистики и соответствующей инфраструктуры».
Впрочем, в наличие дополнительных звеньев-посредников заинтересованы сами участники рынка. Например, основатель и президент группы компаний «Ледово» Надежда Копытина заявила, что сейчас производители активно участвуют в сокращении цепочки поставок, принимая на себе содержание складов и транспорта. Это делается из-за того, что производственным компаниям важно контролировать своевременную поставку продукции в торговую сеть. Однако, г-жа Копытина признает: «Все производители-поставщики передали бы этот функционал профессиональным компаниям».
Тему развил г-н Дорофеев: «На самом деле, в наличии такой цепочки заинтересованы те конечные сети, которые имеют различное количество собственных складских мощностей. В каком-то смысле, эта цепочка и есть движение товара по различным складам. Но если они де-факто в собственности сети, то здесь появляется возможность путем выбора периметра консолидации баланса относить прибыль каждого из перепродавцов либо на баланс сети, либо нет. И здесь появляется огромное поле для действия против ФАС, налоговых служб, да и просто статорганов - ведь в конечном итоге именно они и фиксируют рост цен».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?