Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розничные сети срезали зарплаты
Кризис заставил ритейлеров сократить набор сотрудников более чем вдвое по сравнению с 2008 годом. Зарплаты упали на 20−30%. В списках на увольнение по-прежнему значатся менеджеры и hr-специалисты.
В 2008 году на ритейл приходилось 15% от всего набора персонала в стране, в 2009 году (по состоянию на осень) доля сократилась до 6%. Кризис изменил розничную торговлю, делают вывод аналитики «Империи кадров». Поменялись структура потребительской корзины, средний чек, условия аренды и кредитования. Часть участников рынка вышла из бизнеса. На 20-30% упали доходы сотрудников по сравнению с предыдущим годом. Компании сократили 15-20% линейного персонала. Активность соискателей в этой сфере выросла в 4,2 раза.
Наиболее сильное (более чем на 20%) падение средних зарплат отмечено на таких позициях, как: директор по развитию – со 150 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, директор по маркетингу – со 120 тыс. рублей до 90 тыс. рублей, директор магазина – с 90 тыс. рублей до 70 тыс. рублей, менеджер по логистике – с 45 тыс. рублей до 35 тыс. рублей. На прочих должностях зарплаты снизились меньше, а у категорийных менеджеров и мерчендайзеров они остались на прежнем уровне – 70 и 18 тыс. рублей соответственно.
Работодатели в сфере розничной торговли пока не намерены сокращать линейный персонал – сохранять его в полном объеме планируют 68% компаний. Достаточно уверенно могут себя чувствовать представители категорийного, продакт – и бренд-менеджмента – их не собираются сокращать 62% компаний, а также работники отделов закупок и ассортимента (57%). Не увольнять hr-менеджеров готовы всего 3% опрошенных. В число аутсайдеров попал административный персонал – 8%, а также специалисты финансового сектора и бухгалтерии – 18%.
Алена Седленек, управляющий директор кадрового агентства «Триза Exclusive», также отмечает, что подбор персонала в ритейле сократился и «изменился фокус запроса».
«Вакансий в крупных розничных сетях мало, — говорит эксперт. — В случае возникновения свободных мест работодатели розничных сетей приглашают на работу опытнейших специалистов, способных выполнять многофункциональные задачи, брать на себя ответственность».
По ее словам, в отрасли по-прежнему нужны стратегические фигуры для развития и оптимизации деятельности компании. К ним относятся: руководители направления закупок, управляющие директора – как для общего управления существующей розничной сетью, так и для открытия новых торговых точек, выхода в регионы.
«При этом целевая для работодателя аудитория неохотно идет на снижение компенсационных пакетов, которые упали на 25-40%, — говорит Алена Седленек. – Постоянная фиксированная часть оклада по сравнению с докризисным периодом уменьшилась в среднем на 30%. Причины очевидны — сокращенный бюджет, снижение рисков».
Руководитель департамента по подбору персонала в индустриальном секторе кадрового агентства Staffline Наталья Ковальчук отмечает, что ритейл пострадал в основном в небольших городах в регионах России.
«В милионниках снижение подбора персонала розничных сетей и уровня их зарплат не такое значительное, как в целом по стране. В городах поменьше ощутили кризис гораздо сильнее, — объясняет она. – Но падение в ритейле в любом случае не так сильно, как, например, в производственном секторе или в сфере продаж промышленного оборудования».
Директор кадровой компании «ЭСТ-Консалтинг» Людмила Антонова говорит о снижении зарплат топ-менеджеров в ритейле на 10-15%.
«Но сейчас они начинают восстанавливаться, — добавляет она. – Кроме того, вновь появляется спрос на обучение продавцов и других сотрудников».
Позитивные тенденции отмечают и другие эксперты. В апреле 2009 года, когда началось постепенное оживление рынка по всем отраслям, розничные сети стали заказывать массовый подбор персонала, чего не было в предыдущие месяцы. Генеральный директор кадрового агентства Generalist Оксана Калугина говорит, что «все коллеги зафиксировали рост количества заказов на персонал».
Дмитрий Трояновский
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?