Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розничное кредитование проиграло картам
Пластик вырос на бедных клиентах
По итогам прошлого года сегмент кредитных карт продемонстрировал темпы роста в два раза выше, чем розничное кредитование в целом. За год объем задолженности по кредитным картам вырос на 82,5% и достиг 671,3 млрд руб., при этом более 60% этого роста обеспечили пять крупнейших игроков рынка. Темпы роста ниже среднерыночных из этой пятерки показал только ВТБ 24 — из-за своей модели бизнеса.
Российский рынок кредитных карт вырос в 2012 году на 82,5% против 61,6% годом ранее, вдвое превысив темпы роста розничного кредитования в целом (40%), свидетельствует обзор, подготовленный ТКС-банком. Согласно ему, по итогам прошлого года объем задолженности по кредитным картам составил 671,3 млрд руб., увеличившись за год на 303,5 млрд руб. Как следует из исследования, более половины данного роста (63%) обеспечили пять крупнейших игроков на этом рынке — это Сбербанк (с долей рынка 22,2%), «Русский стандарт» (15%), ВТБ 24 (7,2%), ТКС-банк (7,2%) и Восточный экспресс банк (6,7%).
При этом, как следует из данных исследования, среди лидеров (топ-5) темпы роста задолженности объема по кредитным картам ниже среднерыночных продемонстрировал лишь банк ВТБ 24, объем задолженности по его кредитным картам вырос в два раза меньше, чем по рынку,— на 40,8% за год. Остальные банки из пятерки крупнейших росли быстрее рынка. В результате доля ВТБ 24 на рынке кредитных карт к 1 января 2013 года сократилась до 7,2% против 9,4% на 1 января 2012 года. Таким образом, хотя по объему портфеля ВТБ 24 все еще сохраняет третье место (48,6 млрд руб.), его позиции значительно ослабли. За счет агрессивного роста вплотную к нему по этому показателю приблизился ТКС-банк (48 млрд руб.), продемонстрировавший за год рост 126%, и Восточный экспресс банк (45,1 млрд руб., прирост за год — 95,2%).
В ВТБ 24 связывают свое отставание на рынке кредитных карт по сравнению с конкурентами с заботой о клиенте. «В отличие от многих лидеров по приросту карточного портфеля, мы имеем в своем ассортименте широкий спектр кредитных продуктов, а не только карты,— сообщил начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин.— Ориентируясь на политику максимального соответствия предоставляемого продукта нуждам клиента, мы предлагаем клиенту не обязательно карточный продукт, а продукт, отвечающий его потребностям (кредит наличными, целевой кредит и т. п.)».
Впрочем, в пятерке лидеров карточного рынка только у ТКС-банка нет других кредитных продуктов, кроме карт, остальные также предлагают своим клиентам альтернативу карточным кредитам — как минимум в виде нецелевых кредитов. По мнению участников рынка, снижение доли ВТБ 24 на рынке кредитных карт связано в первую очередь с его бизнес-моделью. ВТБ 24 отличается от других лидеров этого рынка тем, что ориентируется на работу с клиентами, имеющими средний и выше уровень доходов, а не с массовым сегментом. «Клиентов со средним уровнем доходов (от 50 тыс. руб.) не так много, как с низким, что само по себе сдерживает рост банков, ориентирующихся на этот сегмент»,— отмечает руководитель дирекции по работе с частными лицами Ситибанка Михаил Бернер. Ситибанк также ориентируется не на массовую розницу, а на средний класс, и его темпы роста в сегменте кредитных карт сопоставимы с ВТБ 24. По данным исследования, за прошлый год объем задолженности по кредитным картам Ситибанка увеличился на 12,5%, а доля рынка снизилась с 3% до 1,9%. Похожая ситуация наблюдалась и у других банков, которые придерживаются универсальной модели бизнеса и не склонны брать на себя повышенные риски, работая с массовой розницей. Так, например, Росбанк продемонстрировал сокращение доли рынка с 3% до 2,3%, «Авангард» — с 1,1% до 0,9%. «Мы кредитуем клиентов достаточно консервативно, не ставя себе задачей нарастить портфель любой ценой»,— сообщил “Ъ” председатель правления банка «Авангард» Валерий Торхов. При этом, чтобы минимизировать риски, консервативные банки стараются при выдаче кредитных карт использовать преимущественно собственную клиентскую банку, в частности зарплатных клиентов. «У нас и по объемам новых выдач, и по задолженности на портфель кредитных карт подавляющее большинство приходится на существующих клиентов, в том числе держателей зарплатных карт»,— отмечает член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.
По мнению авторов исследования, желание минимизировать риски, ориентируясь при выдаче кредиток именно на существующих клиентов, в текущем году не позволит рынку кредитных карт в целом расти так же быстро, как в прошлом. «Зарплатные клиенты менее рискованный сегмент, но, если делать акцент только на нем, вы рискуете проиграть в привлечении новых клиентов»,— указывает директор департамента розничных продаж Росбанка Олег Чернышов. «В последние два-три года универсальные банки активно выдавали кредитки клиентам по зарплатным проектам. Логично предположить, что этот ресурс в значительной степени исчерпан»,— отмечают в ТКС-банке. По прогнозам авторов исследования, с которыми согласны опрошенные “Ъ” банкиры, в следующем году рынок кредитных карт продемонстрирует рост 50–60%.
Ксения Дементьева
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?