Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рост факторинговых операций в этом году составит 30%
Рынок факторинга, до кризиса практически ежегодно удваивавшийся в объемах, в прошлом году существенно просел. По данным экспертов, его объемы сократились на 40% в целом по России, а в Санкт-Петербурге снижение составило порядка 30%. Тем не менее на фоне низкой активности конкурентов некоторые банки смогли усилить свои позиции и нарастить факторинговые операции. В этом году участники петербургского рынка ждут прироста портфелей на уровне 20—30%. Факторинг остается удобным инструментом для компаний ввиду отсутствия необходимости оформления дополнительного залога, отмечают они.
По оценкам «Эксперт РА», объем российского рынка факторинга в 2009 году сократился на 40% и составил 361 млрд руб. При этом обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, было нехарактерно для прошедшего года: во втором полугодии 2009 года объемы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия. «Многие банки, пересмотрев риски, снизили объемы финансирования и перестали работать с наиболее рискованными отраслями, такими как строительство», — объясняет причины заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. Кроме того, на рынке сказалось снижение объема производства и объема продаж компаний, многие из них перестали работать с отсрочкой платежей, на которых строится вся технология факторинга, отмечает эксперт. Он полагает, что петербургский рынок в связи с этим просел приблизительно на 30% и составил 40—45 млрд руб.
Безусловно, количество отраслей и компаний, где факторинг может быть использован, сократилось в связи с увеличением риска неплатежей, отмечает заместитель гендиректора петербургского филиала BSGV Егор Андриянов. В то же время в условиях 2008—2009 годов, когда доступность классических видов финансирования была существенно ограничена, именно факторинг для многих стал самым доступным инструментом, добавляет он: «Одним из преимуществ факторинга является отсутствие необходимости оформления дополнительного залога. А это достаточно серьезная причина для многих компаний проявить больший интерес к данной форме финансирования».
Несмотря на падение рынка, многие банки смогли воспользоваться ситуацией и нарастить портфели. Так, Промсвязьбанк увеличил объем факторинговых операций в Петербурге в три раза, а весь банк, по данным «Эксперт РА», занял первое место среди российских факторов по объему портфеля (24,7 млрд руб., рост на 13,4% по сравнению с 2008 годом). В тройку лидеров, по версии агентства, также вошли банк «Петрокоммерц» (7,8 млрд руб., рост 55,2%) и ЗАО «Транскредитфакторинг» (4 млрд руб., рост 1,7%). Дочерняя компания «BSGV Факторинг» также наращивала объемы операций и по результатам исследования, проведенного Ассоциацией факторинговых компаний в 2009 году, заняла пятое место по сумме выплаченного финансирования, радуется г‑н Андриянов.
Как отмечает г-н Краснов из Промсвязьбанка, в прошлом году одной из главных тенденций стал рост объема факторинга без регресса. Эту же тенденцию наблюдают и специалисты «Эксперт РА». По их мнению, безрегрессный факторинг станет локомотивом роста в 2010 году. «Факторинг на безрегрессной основе вызывает живой интерес у компаний, относящихся к мелкому и среднему бизнесу и преимущественно осуществляющих торгово-посредническую деятельность, что увеличивает риски банка, связанные со спецификой сферы деятельности таких компаний, — считает директор кредитной дирекции Северо-Западного регионального центра банка «Возрождение» Екатерина Полякова. — Поэтому, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, предусмотрение банками в соглашениях о факторинговом финансировании регресса на клиента является вынужденной мерой в части оптимизации соотношения рисков и доходов по сделкам, и скорее всего в ближайшее время ситуация не изменится».
Участники рынка полагают, что в этом году рост рынка факторинга в Петербурге, как и в целом по России, составит 20—30%. Этому будут способствовать и общее оживление экономики, и смягчение условий банковских программ. По словам Станислава Краснова, за последнее время они уже значительно улучшились. Если в прошлом году ставки достигали 20—22%, то сейчас они находятся на уровне 13—14%.
Сейчас у компаний появилось больше возможностей использовать факторинг, так как стоимость заемных средств снизилась, соглашается финансовый директор ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат №1» Дмитрий Козлов. «Отсрочка платежа в нашей деятельности — это обычная практика, которая нередко мешает бизнесу. Поэтому факторинг удобен как с точки зрения стабильности поступления платежей за товар, так и с точки зрения формирования залоговой массы», — говорит г-н Козлов. Сейчас комбинат работает сразу с несколькими финансовыми партнерами, поскольку, по словам собеседника, у банков разные подходы и условия факторинговых программ и приходится подбирать партнеров под конкретные задачи и проекты.
По словам Екатерины Поляковой, в настоящее время к основным сдерживающим факторам развития факторинга на российском рынке можно отнести высокую стоимость предоставляемых услуг по сравнению с иными банковскими продуктами, необходимость предоставлять в банк значительный пакет документов, в том числе бухгалтерскую отчетность всех участников сделки, а именно клиента и должника, а также неоднозначность трактования законодательных норм, возникающих при реализации факторинговой сделки. Внесение изменений в закон о торговле должно будет положительно повлиять на прозрачность рынка и упростить процедуру взаимодействия поставщиков и ритейлеров и тем самым расширить список поставщиков торговых сетей и, соответственно, потенциал факторингового рынка, отмечает г-жа Полякова.
По оценкам «Эксперт РА», общий объем рынка факторинга в 2010 году вырастет на 25—30% и составит около 450—500 млрд руб. При этом точкой роста станет региональный рынок. Продуктовая сегментация на рынке приведет к тому, что банки в ближайшей перспективе обзаведутся дочерними небанковскими компаниями и переведут туда часть бизнеса, требующего поддерживать большой объем резервов на возможные потери по ссудам. «Факторинговые продукты с высокой добавленной стоимостью станут прерогативой специализированных факторов, а банки будут заниматься факторингом поставщиков товаров FMCG в адрес федерального ритейла», — отмечает Ирина Велиева, руководитель службы рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА».
ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВА
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?