Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Рост арендных ставок заставляет владельцев книжных сетей искать новые форматы
Низкорентабельный книжный розничный бизнес с трудом выдерживает арендные ставки, растущие в три-четыре раза быстрее цен на книги. Чтобы сохранить рентабельность, сети увеличивают долю некнижного ассортимента или открывают специализированные книжные магазины.
По данным книжных сетей, емкость их рынка составляет более 2 млрд долл., рост —10—15% в год. Около 80% книжной розницы контролируется локальными несетевыми игроками. По оценке участников рынка, около 10% книжной розницы контролирует компания «Топ-Книга» (владеет более 500 магазинами под брендами «Литера», «Лас-Книгас», «Kнигомир» и др.), 3% рынка занимает принадлежащая издательству АСТ книжная сеть «Буква» (более 200 магазинов), около 2,5% — принадлежащие издательству «Эксмо» сети «Новый книжный» и «Буквоед».
За последний год, по словам гендиректора и совладельца сети «Буквоед» Дениса Котова, арендные ставки выросли на 20—30% и составляют в Москве и Петербурге 40—70 долл. за кв. м в месяц. При этом рост цен на книги за тот же период составил лишь 18—20%. Чтобы магазин оставался рентабельным, отмечают участники рынка, затраты на аренду не должны превышать 15—20% от выручки. «Цена за 1 кв. м в Москве сейчас выше, чем в некоторых европейских столицах, а книг продается не больше. Есть два способа повысить рентабельность книжных сетей: сократить площадь книжных магазинов либо увеличить ассортимент в пользу сопутствующих видов бизнеса. Сейчас, открывая новые магазины, мы расширяем и услуги, и ассортимент», — говорит гендиректор «Букбери» Светлана Фриденберг.
С ней соглашается Денис Котов из «Буквоеда»: «Диспропорция между затратами на аренду и стоимостью книг вынуждает нас повышать средний чек за счет сопутствующих товаров и новых видов бизнеса: мультимедийной продукции, концертной деятельности, кафе и др. Мы будем вводить и дополнительные услуги для потребителя: подборка библиотеки, заказ книг, которых нет в сети». Дополнительные услуги требуют большей площади, поэтому магазины сети меньше 1 тыс. кв. м будут расширяться, а в этом году «Буквоед» планирует инвестировать около 2 млн долл. в пять магазинов площадью более 1,5 тыс. кв. м.
О необходимости увеличения площадей говорят и в принадлежащей издательству АСТ сети «Буква». Там доля некнижных товаров, по словам управляющего директора сети Льва Ганкина, сейчас составляет около 20%. «Мы понимаем, что необходимо двигаться в сторону увеличения форматов и наращивать долю некнижной продукции в сторону канцтоваров, товаров для детей, мультимедиа», — говорит г-н Ганкин.
Сближение форматов по торговле книжной и мультимедийной продукцией началось два-три года назад. Сейчас CD и DVD продают вместе с книгами «Буква», «Буквоед», «Топ-Книга», «Букбери», «Республика» и др. Как отмечает PR-директор «Топ-Книги» Вячеслав Ухов, рост некнижной продукции в предложении книжных ритейлеров — общая мировая тенденция: «Например, на продажу книг у крупнейшей в мире сети Fnac приходится только 18% оборота». В среднем продажи мультимедиа могут занимать от 5 до 15% оборота сети.
Гендиректор и мажоритарный владелец сети «Топ-Книга» Георгий Лямин говорит, что его компании решить проблему роста арендных ставок помогает наличие нескольких форматов магазинов: «Книгомир» площадью около 300 кв. м, «Пиши-читай» и «Городская сорока» — не более 100 кв. м, а также «Литера» и «Лас-Книгас» — от 1 тыс. кв. м. «Мы подбираем формат под каждый город и район, исходя из конкурентной среды и спроса. Но очевидно, что в больших городах популярностью пользуются крупноформатные магазины», — рассуждает г-н Лямин.
Кроме того, книжные сети начали практиковать открытие нишевых магазинов. Издательство АСТ на месте бывшего магазина «Прогресс» на Зубовском бульваре открывает магазин, в котором более половины ассортимента составят книги на иностранных языках. Такой же магазин компания планирует открыть в Петербурге, а также отвести под этот формат 50—100 кв. м в крупных московских и региональных магазинах «Буквы». А сеть «Буквоед» в конце прошлого года открыла на Невском проспекте магазин подарочной книги площадью 350 кв. м, в котором продаются книги премиум-сегмента. «Цена книги в таком магазине колеблется от 5 тыс. до 700 тыс. руб. и больше. Там же можно заказать переплет практически из любой бумаги и оформить книгу каким угодно материалом, вплоть до драгоценных камней», — рассказывает г-н Котов. По его словам, срок окупаемости такого магазина составит не более 1,5 года.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?