Декоративное изображение
4 377

Поделиться

Росстат заметил оптимизм потребителей

Результаты обследований, проведенных Росстатом в начале III квартала 2009 года, свидетельствуют о возрастании уверенности населения в улучшении экономической ситуации. Положительные сдвиги продемонстрировала вся совокупность обсчитываемых индексов, и в частности индексы, сигнализирующие о личных потребительских стратегиях населения.

Согласно данным общероссийского исследования, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2009 года по сравнению со II кварталом 2009 года поднялся на 7 процентных пунктов и составил -25 (-35 в I квартале).

Положительные сдвиги в значении индекса связаны с продолжающимся повышением доли позитивных оценок населением ожидаемых через год изменений в экономике страны и собственного материального положения, а также снижением негативных оценок условий для крупных покупок, прежде всего товаров длительного пользования.

В оптимизм подались и стар и млад

Что характерно, повышение индекса потребительской уверенности по сравнению со II кварталом наблюдалось во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16-29 лет — на 4 процентных пункта, а у лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов — на 8 процентных пунктов в каждой группе.

Изменился в положительную сторону и индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу. Он составил -10, что выше уровня II квартала года на 5 процентных пунктов, а I квартала — на 17 процентных пунктов.

По данным исследования, на возможные положительные изменения в экономике указали примерно 18% опрошенных против 13% в I квартале и 17% во II квартале 2009 года. Снизилось также число респондентов, отметивших негативные изменения в экономике: 29% против 48% в I квартале и 36% во II квартале.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил -10, что на 5 процентных пунктов выше уровня II квартала и на 16 процентных пунктов — уровня I квартала 2009 года.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении практически повысился до уровня I квартала и составил -26 против -32 во II квартале этого года.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил -37, а благоприятности условий для сбережений — -54. По сравнению со II кварталом значения этих индексов повысились на 8 и 6 процентных пунктов соответственно, так как на неблагоприятные условия для покупок и сбережений указали 57% опрошенных против 62% и 75% во II квартале.

Согласно методике Европейской комиссии, в ходе опроса рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения. Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты. Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание. Обобщающий (композитный) индекс — индекс потребительской уверенности — рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Есть в мире оптимизм, но и пессимизма в достатке

Аналогичные опросы проводятся и в странах ЕС. Согласно августовским данным, самые оптимистичные потребители в Европе проживали в скандинавских странах. Если в России интегральное значение индекса составило -25 пунктов, то в этом регионе он имеет положительное значение: в Швеции — 11,8, в Финляндии — 8,2, в Дании — 8,0 пункта.

Напротив, самые пессимистичные потребители проживают в восточноевропейских странах, в наибольшей степени пострадавших от кризиса. В Латвии значение индекса составило -53,2, в Литве — -48,4, в Эстонии — -25,1 (почти как в России (-25)). Однако еще мрачнее, чем у нас, свое экономическое будущее оценивают потребители в Румынии (-45,9), в Болгарии (-40,3), в Словакии (-27,4), и в Словении (-34,3). Что неожиданно, к числу наибольших европейских пессимистов присоединились и французы (-32,1), причем их настроения даже несколько ухудшились по сравнению с предыдущим опросом

Росстат поддержала наука

Данные Росстата следует признать вполне объективными. Более того, они коррелируют с результатами последних исследований состояния экономики, проведенными рядом центров.  

Так, согласно сентябрьским данным лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), по сравнению с кризисным минимумом (ноябрь 2008) темп снижения спроса в промышленности улучшился к сентябрю на 39 пунктов. «После августовский заминки продажи продолжили свое восстановление. Причем практически во всех отраслях, кроме химической и легкой», — рассказал BFM.ru заведующий лабораторией Сергей Цухло.

По его словам, положительная динамика спроса позволила предприятиям перейти в сентябре 2009 года к самому интенсивному с начала кризисного обвала (сентябрь 2008 года) росту производства и самому умеренному сокращению персонала. Явные позитивные изменения демонстрируют все сентябрьские показатели фактического выпуска в промышленности и по сравнению с ноябрем (пик текущего кризиса по динамике выпуска) темп изменения этого показателя улучшился на 56 пунктов и впервые стал определенно положительным. Таким образом, в промышленности, по оценкам предприятий, начался очевидный рост. Самые высокие темпы роста производства демонстрируют сейчас леспром, пищевая и машиностроительная отрасли, а также цветная металлургия.

 

Правда, по словам Сергея Цухло, планы выпуска (как и прогнозы спроса) в сентябре остались на августовском уровне — +6 балансовых пунктов, который теперь уступает фактическому темпу роста в сентябре. Такая ситуация подтверждает неуверенность производителей в сохранении слишком позитивного тренда.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами