Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россию вытесняют с украинских прилавков
Украинские магазины отказываются от российских продуктов питания в пользу местных
Работающие на Украине продовольственные сети отказываются от российских продуктов: их в знак протеста перестали покупать рядовые граждане. Впрочем, дело не только в экономическом патриотизме. Виновата также и девальвация гривны. Хотя на российскую продукцию раньше отводилось и так немного места, освободившиеся полки делят между собой украинские производители.
Владимир Жириновский предложил закрыть в России американскую сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс»
Призывы многих украинских активистов бойкотировать товары, произведенные в России, возымели действие на рядовых покупателей. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что с начала года продажи российской продукции снизились в несколько раз. «В магазинах массово проводятся акции по продаже российских товаров, скидки могут достигать 30%, а некоторых случаях даже 50%», – отмечает он.
Однако маркетинговая активность не дает результатов, жалуются ритейлеры.
Генеральный директор группы компаний «Край» (сеть продовольственных гипермаркетов «Країна», супермаркетов «Край») Виталий Коба огорчается, что российская продукция практически не пользуется спросом и попросту захламляет полки. А директор по маркетингу одной из крупнейших украинских продовольственных сетей, пожелавший остаться неназванным, добавляет, что покупатели больше всего опасаются приобрести российский товар: на горячую линию ритейлера часто звонят украинцы и уточняют место производства того или иного продукта. Телефоны, по которым могут позвонить покупатели, находятся в каждом магазине. Но если еще месяц назад звонки на них поступали один-два раза с торговой точки в день, то сейчас телефон практически не замолкает.
На Украине призывают бойкотировать российские товары и покупать вместо них украинские
Обходить стороной российские товары украинцы призывают уже полтора месяца. Причем активность этой кампании стремительно возрастает: в социальных сетях расходятся списки нежелательных брендов, акции проводятся непосредственно в магазинах различных сетей.
«Дело дошло до того, что многие украинцы подумывают отказаться от покупки товаров мировых брендов, заводы которых расположены на территории России», – говорит директор по маркетингу продовольственной сети, решивший сохранить инкогнито.
Причина такого поведения проста – ухудшение политических отношений между двумя странами.
Продовольственные сети учли пожелания украинцев, говорит Алексей Дорошеко. «Нам интересно продавать только ту продукции, которая пользуется интересом у покупателей. Поэтому мы вынуждены отказаться от российских товаров», – отмечает Виталий Коба. В отношении товаров мультинациональных компаний «Новус Украина» (сеть продовольственных супермаркетов Novus) высказала предположение о возможности изменения логистики и поставки товаров не с российских производств, а с заводов, расположенных в Восточной Европе, говорится в сообщении Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.
Продажи в украинских непродовольственных магазинах в первом квартале упали на 30–50%
Крупнейший украинский продовольственный ритейлер – группа компаний Fozzy Group (сети «Сильпо», «Фора», Fozzy Cash&Carry) через свой сайт сообщила, что на полках их магазинов присутствуют российские товары только в случае, если на Украине нет их аналога или они пользуются спросом среди потребителей. Но если покупатели перестанут проявлять интерес к продукции, то она будет выведена из ассортимента сети. «Месяц назад три торговые сети Ивано-Франковска «Плюс», «Славянка» и «Тростянецкий» полностью исключили российские товары из своего ассортимента. Аналогично поступили и отдельные продуктовые магазины в Житомире», – сказано сообщении Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.
Министерство экономического развития и торговли Украины зафиксировало, что в январе – феврале текущего года товарооборот между двумя странами упал на 25%.
«Снижение (товарооборота с РФ. – «Газета.Ru») есть. Четверть… Мы считаем, что это серьезно… и то, что сейчас происходит в торговле, взаимно невыгодно», – заявил министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета.
Российская продукция всегда занимала небольшую долю на полках продовольственных магазинов, говорит руководитель аналитического департамента консалтинговой компании ААА Мария Колесник. Она оценивает долю таких товаров в 1% и добавляет, что хорошо в украинских торговых точках продавались российские чаи и молочная продукция (потребителем последней, в частности, является премьер-министр Украины Арсений Яценюк).
Moody's понизило рейтинг Украины, гривна продолжает падение
Сейчас продовольственные сети ведут пересмотр всего ассортимента продукции и отказываются не только от российского, но и от другого импорта.
Причина этого кроется в резком удорожании иностранных товаров на 20–30%, связанном с девальвацией национальной валюты (с начала года украинская гривна подешевела с 8 до 11,5 грн за доллар), признает Колесник. «Заработная плата у населения не выросла, зато затраты постоянно увеличиваются. Поэтому потребители отказываются от дорогих товаров в пользу более дешевых», – говорит совладелец продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев.
По его словам, под новые реалии вынуждена подстраиваться и розница. Например, «Таврия-В» и «Космос» резко сократили ассортимент зарубежного пива, заменив его украинским. Аналогичные меры коснулись и других групп товаров. Мария Косленик говорит, что такое поведение ритейлеров стало хорошим подспорьем для украинских производителей. «Даже возможность нарастить свою долю на 1% – неплохой результат», – считает она. Особенно это касается падающих рынков. Например, в марте текущего года продажи водки, по данным крупнейших операторов рынка, упали на 7–8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Олег Сирых (Киев), «Газета.ру»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.