Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российскому бизнесу становится все страшнее
Бизнесмены большинства стран мира стали несколько оптимистичнее, делая прогнозы об объемах заказов и спросе на продукцию их компаний в 2010 году. В РФ же беспокойство по поводу внешних условий ведения бизнеса только усиливается. Такие выводы следуют из результатов проведенного Grant Thornton International опроса 7,4 тыс. предпринимателей из 36 стран мира. 39% из числа опрошенных главной проблемой-2010 назвали дефицит заказов и снижение спроса (в 2009 году таких было 49%). Административные барьеры в качестве проблемы отметили 32% опрошенных (30% в 2009-м). На рост издержек указали 28% (за год показатель не изменился), на недостаток оборотных средств — 26% (27%), на отсутствие долгосрочного финансирования — 25% (27%), на недостаток квалифицированных специалистов — 21% (27% в 2009 году).
При этом бизнесменов из РФ, также принявших участие в опросе, все перечисленное беспокоит гораздо сильнее, чем их иностранных коллег (см. график) — по всем показателям для РФ отмечено превышение озабоченности относительно средних значений на 8–%. При этом в 2010 году беспокойство у россиян проявляется заметно сильнее, чем в 2009-м. Судя по данным Grant Thornton, кроме РФ, подобное нарастание пессимизма (когда рост опасений произошел по всем шести факторам) зафиксировано лишь в одной стране — Таиланде. Уровень тревоги у российских бизнесменов по поводу падения спроса в 2010 году вырос на 17%, по поводу административных барьеров — на 15%. Больше респондентов, чем раньше, отметили нехватку оборотных средств (плюс 13% к 2009 году) и «длинных» денег (плюс 11%).
Отметим, что данные традиционного опроса руководителей крупнейших компаний мира, представленного на прошлой неделе PricewaterhouseCoopers (PwC) на Всемирном экономическом форуме в Давосе, в «российской» части выглядят заметно оптимистичнее выводов Grant Thornton. 76% российских топ-менеджеров выразили уверенность в том, что доходы их компаний вырастут уже в ближайший год. По сравнению с результатами опроса 2009 года, доля бизнесменов из РФ, выразивших «высокую степень уверенности» в росте доходов, увеличилась сразу на 23% и составила 53%. Пессимистично настроены и не ждут роста доходов в ближайший год только 23% российских респондентов. При этом в целом итоги двух приведенных опросов похожи: PwC самыми серьезными вызовами назвала продолжение рецессии, отсутствие стабильности на рынках капиталов, недобросовестную конкуренцию, рост цен на энергоносители и избыток регулирующих1 мер.
Вадим Вислогузов, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?