Декоративное изображение
3 825

Поделиться

Российское молоко хлебнуло ВТО

Отечественные производители распробовали правила Всемирной торговой организации

Снижение ввозных пошлин на молочную продукцию приведет к сокращению собственного производства молока на 1–2% в год. Такой прогноз, опубликованный вчера экспертами молочного рынка, противоречит правительственным планам, которые, напротив, предполагают увеличение на рынке доли российского молока.

Российские производители обнародовали вчера тревожные прогнозы. Так, по данным специалистов компании «Экомилк», в 2013–2014 годах объем производства молока сократится на 1–2%. Основные причины сокращения – рост цен на сырье и конкуренция с зарубежными производителями: «Российский молочный рынок находится под сильным влиянием иностранных инвесторов.

После вступления России во Всемирную торговую организацию отмечается увеличение импорта молока за счет существенного снижения ввозных пошлин. Объем импорта в 2014 году может увеличиться на 17% по сравнению с 2010 годом и достигнуть почти 10 млн. т. Это касается прежде всего сухого молока, пошлина на которое будет снижена с 25 до 15%. Таким образом, на российском молочном рынке складывается идеальная ситуация для закрепления позиций зарубежных компаний», – пишут специалисты молочной компании «Экомилк». При этом они отмечают, что среднестатистический россиянин потребляет в год около 230 л молока, в то время как норма потребления равна 350 л. Теоретически спрос на молоко в будущем может вырасти. И удовлетворить этот прирост за счет отечественного производства будет почти невозможно.

Однако эта тревога российских молочников правительственным чиновникам, судя по всему, не ведома. Наоборот, в правительстве ожидают если и не расцвета, то по крайней мере более уверенного, чем думают производители, роста молочной отрасли страны к 2030 году. В конце января Минэкономразвития обнародовало прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 года, в котором говорится, что несмотря на членство в ВТО Россия к 2030 году увеличит производство молока чуть ли не на 34–44% по сравнению с 2012 годом – до 43–46 млн. т в год против 32 млн. т в прошлом году. В 2012 году производство молока в РФ выросло, по официальным данным, примерно на 1% к 2011 году – и это не самый плохой показатель за последние несколько лет, ведь еще в 2010 году производство молока в стране падало. Одновременно с этим в Минэкономразвития прогнозируют к 2030 году 30-процентный рост потребления молочной продукции населением.

В правительстве не отрицают, что в условиях ВТО производителям будет непросто: «Вступление России в ВТО, а также создание единого таможенного пространства окажет особое влияние на отрасль. Предприятиям – производителям молочных продуктов придется действовать в условиях жесткой конкуренции с импортными поставщиками», – говорится в прогнозе. Но в Минэкономразвития при этом надеются, что «меры государственной поддержки, которые позволят увеличить поголовье и продуктивность дойного стада, будут способствовать равномерному развитию производства молока и молочной продукции». Правда, в документе ведомства не сказано, о каких именно мерах идет речь.

Особенно привлекателен российский рынок сбыта для производителей из Европы, которые столкнулись на фоне кризиса со стагнацией местных рынков. Добавим, что среди ключевых факторов привлекательности России многие эксперты часто называют не только растущий спрос, но и стоимость молока. «По этому показателю Россия занимает одно из ведущих мест в Европе, уступая лишь скандинавским странам», – обращает внимание первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

Но не все эксперты разделяют нынешние опасения отечественных молочников. «Производители молока вполне способны избежать угрозы демпинга со стороны зарубежных конкурентов, если всерьез озаботятся работой с имиджем российской молочной отрасли. Молоко относится к числу тех продуктов, где помимо цены потребитель обращает внимание на качество и безопасность. Особенно, если речь идет о детских молочных продуктах, – поясняет аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Отечественным производителям нужно привыкнуть к мысли, что после вступления в ВТО вместо прямого протекционизма требуется использовать более тонкие методы».

«Для конкуренции с иностранными игроками российские производители должны повышать рентабельность производства. И здесь в первую очередь речь идет о принципах организации хозяйства, – продолжает Касьянова. – В России молочные производители развиваются преимущественно «вширь», то есть за счет увеличения поголовья. В Европе же молочное производство развивается «вглубь»: увеличиваются надои с уже имеющегося поголовья. В итоге на сегодняшний день в России на тысячу человек приходится около 80–85 голов крупного рогатого скота. В Европе этот показатель вдвое ниже». По оценкам эксперта, вполне ожидаем вынужденный уход с рынка многих мелких хозяйств, а также их слияние и поглощение более крупными игроками.

И самое главное – розничные цены на молочную продукцию, судя по всему, не порадуют наших граждан. ВТО вряд ли поможет потребителям сэкономить на молоке – будь то импортном или отечественном. «Теоретически молоко должно подешеветь, поскольку себестоимость производства за рубежом ниже, чем в России. Однако ожидать резкого снижения цен все же не стоит. Ведь иностранные игроки постараются снижать цены лишь для закрепления на новом рынке. Как только рынок будет поделен, цены на молоко вновь могут пойти вверх», – предупреждает Касьянова.

Dairynews

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами