Декоративное изображение
1 793

Поделиться

Российский рынок свежезамороженных грибов и ягод ежегодно растет на 20%

Сергей Куликов, генеральный директор компании “Саймаа Беверджис Раша” (Кострома), уже полтора года как превратил сырьевой придаток к финскому ликероводочному заводу Saimaa Oy в крупного игрока на российском рынке свежезамороженных ягод и грибов. Это превращение обошлось компании в $30 млн. В 2006 г. оборот “Саймаа Беверджис Раша” составил более 300 млн руб.

История создания компании “Саймаа Беверджис Раша” началась с костромского холодильника, который когда-то принадлежал Соврыбфлоту, а к 2004 г. оказался на балансе у московских инвесторов. “Представители завода Saimaa Oy предложили нам партнерство, которое должно было заключаться в поставке в Финляндию ягод, — рассказывает один из владельцев компании "Саймаа Беверджис Раша" Роман Пинский. — Так была создана наша компания. Мы сразу начали искать специалистов, которые смогли бы грамотно организовать этот бизнес, и нашли Сергея Куликова”.

По первому образованию Куликов — инженер-программист. “Главное, что я получил от этого образования, — системное мышление”, — признается Куликов. Впоследствии Куликов получил и второе образование — финансовый менеджмент. Ягодами же занялся еще будучи студентом, в 1996 г.: “Бизнес заключался в том, что я скупал ягоды у заготовителей и поставлял их в Москву, в частности на фабрику “Ударница”.

Когда далекие от ягодного бизнеса московские инвесторы обратились ко мне, они озвучили потребности — несколько сотен тонн ягод в год для поставки финским партнерам. Я убедил инвесторов, что бизнес очень перспективен и что ягоду нужно поставлять не столько на финский, сколько на российский рынок“. Инвесторы поверили и выделили около $30 млн, которые в течение двух с половиной лет были потрачены на модернизацию, а также покупку еще пяти крупных холодильников в местах сбора диких ягод — Карелии, Архангельске и Республике Коми.

В поисках собирателя

“Все началось с покупки двух фур-рефрижераторов, стоимостью около $100 000 каждая, и 6000 пластиковых ящиков для заготовки ягод, которые мы раздали сборщикам, — рассказывает Куликов. — Сборщиков искали по глухим деревням через местную администрацию или деревенских предпринимателей, которые в свою очередь скупали ягоду у населения”. Цена сильно зависит от региона. “Если в регион приезжают закупщики с московских рынков, они здорово поднимают цену, — объясняет Куликов. — В 2005 г. цены на ягоду колебались в диапазоне от 30 до 60 руб. за 1 кг, сейчас выросли в 1,5-2 раза”.

Приемщик ягод работает за фиксированный процент с закупленных ягод и получает 3-5 руб. за 1 кг. На цену ягоды влияют не только столичные закупщики. “Наша главная проблема — две крупные шведские компании Olle Svenson и Polarica, которые в Финляндии и Швеции покупают у населения ягоды очень дешево, а в России — дорого, мешая российским компаниям развиваться”, — сетует управляющий директор компании “Ягоды Карелии” (г. Костомукша) Александр Самохвалов.

Куликов уверяет, что главная проблема закупщиков ягод не столько конкуренты, сколько сами сборщики. “В 2005 г. трудолюбивая семья из трех человек в сезон могла заработать до 50 000 руб., этим летом — до 120 000 руб., — рассказывает Куликов, — но мы регулярно сталкиваемся с тем, что люди зарабатывают первые несколько тысяч и уходят в запой. И ничего сделать нельзя! Да еще население в регионах сокращается и стареет. Бабульки уже не в состоянии собирать ягоду, а молодежь не хочет этим заниматься”.

Кстати, именно эта проблема (а вовсе не нехватка ягод) и привела финнов в Кострому. Но на “Саймаа Беверджис Раша” пока обходятся силами российских сборщиков. В 2005 г. компания собрала около 6000 т ягод, оборот по которым составил около 100 млн руб.

Рост всего

“Покупателей мы искали на крупных российских и международных выставках, — вспоминает Куликов. — Большой проблемы с их поиском не было, поскольку ягода — продукт востребованный”. “Спрос в России на мороженую ягоду увеличивается примерно на 20% в год, — соглашается директор компании "Матреко" (г. Сыктывкар) Владимир Попов и добавляет: — Пропорционально спросу на рынке ежегодно появляется с десяток мелких игроков”. Серьезными конкурентами “Саймаа Беверджис Раша” Куликов называет ту же “Матреко” и Томскую продовольственную компанию. Попов из “Матреко” отозвался о “Саймаа Беверджис Раша” как о компании, активно заявляющей о себе на рынке.

В первый год существования “Саймаа Беверджис Раша” поставляла ягоды в упаковке по 25 кг на ОАО “Лебедянский” и другие предприятия. “Мы действительно покупали у этой компании ягоду, и она вполне соответствовала нашим требованиям”, — подтверждает директор по связям с общественностью “Лебедянского” Александр Костиков.

“В 2006 г. мы поставили на производство линию электронной сортировки ягод, что позволило уменьшить число сотрудников”, — говорит Куликов. Это гуманное решение, ведь обработка ягод происходит при 20 градусах ниже нуля и немногие занятые на производстве рабочие трудятся закутанными с головы до ног. На вопрос, как они выдерживают такой режим, одна из сортировщиц лаконично ответила: “Греемся”. “Люди 45 минут работают, 15 минут пьют чай”, — уточняет Куликов.

Плата за вход

Осенью 2006 г. “Саймаа Беверджис Раша” вышла в розницу, фасуя ягоду в упаковке по 450 г. “Привязываясь к заводам, мы не имели выхода на конечного покупателя и решили ситуацию изменить, — комментирует Куликов. — В сети выйти было сложнее, потому что они выставляют высокую стоимость за "входные билеты". Например, в "Ашане" нам выставили счет в несколько миллионов рублей в год, поэтому с ними мы работаем через дистрибутора, с которым делим стоимость входа”. О сложностях входа в торговые сети говорят и другие производители замороженных ягод. “По этой причине на розничный рынок очень сложно выйти мелким компаниям”, — говорит Попов из “Матреко”.

Оптом и в розницу

В 2006 г. “Саймаа Беверджис Раша” выпустила 7500 т ягод, продав через торговые сети 300 т. Компания постоянно расширяет ассортимент, к лесным ягодам добавив и садовые, а также грибы.

“Сейчас 40% нашей продукции идет в розницу, остальное продается оптом. 60% розницы занимают ягоды, 40% — грибы и грибные смеси. Розница для нас выгоднее, потому что это гарантированный сбыт”, — говорит Куликов. По его подсчетам, объемы производства “Саймаа Беверджис Раша” растут примерно на 30% в год. По оценкам маркетинговой компании “Прорыв”, российский рынок замороженных продуктов растет немного медленнее — на 20% в год. Емкость рынка, по данным “Прорыва”, составляет 160 000 т, или $220 млн. “В России все больше людей покупают грибы в магазинах и все меньше доверяют рынкам”, — говорит Попов из “Матреко”. “Но все же многие жители России еще не настолько далеко ушли от натурального хозяйства, чтобы покупать ягоды и грибы в мороженом виде в магазинах”, — добавляет директор МК “Прорыв” Дмитрий Василевский. Именно по этой причине “Саймаа Беверджис Раша” продает сейчас продукцию в Европе, Китае и США, но не в родной Костроме. “Здесь народ сам запасается”, — объясняет Куликов.

Кто по ягоды

“Потенциал ягод и грибов в Скандинавских странах и России выше, чем потенциал сборщиков, — говорит директор компании "Матреко" (г. Сыктывкар) Владимир Попов. — Шведы для сбора ягод сейчас даже используют тайцев и китайцев. Некоторые компании пытались привозить в Вологодскую область украинцев, но опыт оказался неудачным — они ягоду собирали неумело и постоянно конфликтовали с местным населением”. “Мы тоже рассматриваем возможность привлечения иностранной рабочей силы для заготовки ягод, тем более что эта технология опробована скандинавами, которые селят людей в палаточных лагерях”, — рассуждает Сергей Куликов, гендиректор “Саймаа Беверджис Раша”.

"Ведомости"

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами