Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российский рынок средств персонального ухода вырос на 15% в стоимостном выражении
В современном мире, где красота, молодость и стройность возведены в культ, ухоженная внешность имеет гораздо большее значение, чем во времена молодости наших родителей. С этим согласны более двух третей участников интернет-опросов Nielsen в мире, в том числе и 78% опрошенных в России.
Установка “всегда хорошо выглядеть” двигает продажи средств личной гигиены и косметики. Глобальный рынок персонального ухода вырос на 5% (здесь и далее: в стоимостном выражении). Динамику развития категорий рынка определяли ключевые тенденции потребительского спроса: интерес к товарам, которые позволяют сохранить молодость кожи, являются эффективной защитой от вредного воздействия окружающей среды, а также позволяют экономить время и удобны в применении. Таковы результаты глобального исследования, проведенного международной маркетинговой компанией Nielsen (The Nielsen Company).
В ходе исследования Nielsen была изучена динамика розничных продаж в 7 1 категории рынка средств персонального ухода (средства личной гигиены и косметика) в 69 странах мира, включая Россию, — за периоды 2005 и 2006 год. Российский рынок в то же время вырос на 15%, следуя глобальным тенденциям.
“Подчиняясь диктату социо-культурных стандартов, потребители уделяют больше внимания своей внешности и с готовностью “инвестируют во внешний лоск”, — от того, как они выглядят, зависит их идентификация, собственное позиционирование в социальном окружении, и в конечном итоге, личный и даже профессиональный успех”, — говорит Александр Письменный, Генеральный директор “Nielsen Россия”.
Озабоченность потребителей сохранением красоты и здоровья кожи стала мировой тенденцией. Продолжительность жизни растет, население стареет, увеличилась информированность потребителей о рисках, которым подвергается здоровье кожи при долговременном влиянии солнца — все это повышает спрос на продукцию, предназначенную для ухода за кожей. У влажняющие и солнцезащитные средства для лица и тела стали, по данным исследования Nielsen, самыми быстрорастущими сегментами глобального рынка средств персонального ухода по результатам 2006 года. Сегмент Солнцезащитных/тонирующих средств продемонстрировал рост в 9%, а продажи в сегменте Увлажняющих и очищающих средств для лица выросли на 7%. Категориями — чемпионами роста 2006 года в мире стали Массажные кремы/масла (+26%) и Отбеливающие средства для кожи (+21%).
Неблагоприятным был 2006 год для развития пяти категорий глобального рынка, среди которых Средства для отбеливания зубов/удаления пятен с эмали (-4%). “Возможными причинами падения продаж в этой категории могут быть насыщение рынка, а также активное развитие рынка медицинских услуг, которые предлагают потребителям более быстродействующую и удобную альтернативу”, — комментирует Александр Письменный.
На рынках развитых стран фактор времени продолжает оставаться одним из наиболее ценных, и популярность набирают те товары, которые помогают потребителям экономить время. Примерами этого в секторе Средств по уходу за собой являются одноразовые подгузники (+5%) и прокладки для младенцев. Сильный рост также отмечен в сегменте гигиенических салфеток для детей (+9%) и взрослых (+7%) — все эти товары соответствуют концепции «более удобная жизнь». Еще одним проявлением этой тенденции является тот факт, что продажи гелей для душа и жидкого мыла растут быстрее, чем сегмент обычного туалетного мыла — в глобальном масштабе и в каждом регионе в отдельности (кроме Азиатско-Тихоокеанского региона).
Доля возрастного населения — старше 65 лет — продолжает расти в большинстве регионах мира, что стимулирует развитие специфических категорий. Подгузники/прокладки от недержания (для взрослых) выросли в мире на 10%. Фиксирующие средства для зубных протезов — на 7%.
“Зрелые потребители стремятся сохранить привычное качество жизни, продлевая свою молодость, и не спешат избавиться от хороших привычек ухода за собой”, — говорит А. Письменный. Антивозрастные средства обеспечивают рост таких глобальных категорий, как Увлажняющие средства для лица и век (+10%), Солнцезащитные средства (+11%), Увлажняющие средства для рук/тела (+8%).
Российский рынок средств персонального ухода (+15%) — один из самых быстрорастущих в мире (входит в “двадцатку” лидеров роста). При этом его доля составляет порядка 2% от глобального, и он обеспечивает наибольший стоимостной вклад в развитие рынка в регионе EEMEA1. При сохранении своей индивидуальности, он следует глобальным тенденциям.
Четыре из 10 самых быстрорастущих категорий российского рынка предназначены для ухода за кожей. Их высокая динамика, и в частности, сегмента средств для лица (+25%) обеспечивается также за счет роста антивозрастных средств для ухода за кожей лица (+39%). Еще один фактор роста рынка Personal Care — развитие мужских линий средств личной гигиены.
Самый крупный сегмент российского рынка — средства для ухода за волосами — вырос на 14% — за счет “чемпионской” динамики Кондиционеров (+84%). Вместе категорией Туалетная бумага 2 (+52%) и Увлажняющими средствами для тела и рук 3 (+29%) он вошел в тройку лидеров роста российского рынка. Самый большой стоимостной вклад обеспечили Детские подгузники (+20%) и Кондиционеры.
Таб. 1 Десять самых быстрорастущих категорий Personal Care* в России. 2006 VS 2005. По данным “Nielsen Россия”.
Категория рынка средств персонального ухода |
Динамика рынка, 2006 vs 2005 |
Кондиционеры |
84% |
Туалетная бумага |
52% |
Увлажняющие средства для рук/тела/универсальные |
29% |
Электрические зубные щетки |
26% |
Увлажняющие средства для лица и век |
27% |
Средства для проблемной кожи |
23% |
Очищающие гели для душа |
21% |
Очищающие и тонизирующие средства для кожи лица |
21% |
Детские подгузники |
20% |
Дезодоранты – мужские |
16% |
Синим цветом выделены категории средств для ухода за кожей
Во многих странах, в том числе и в России, продажи косметики и средств персонального ухода растут за счет новинок, ориентированных на мужчин. Этому способствует "метросексуальный" феномен.
“Мужчины не менее тщательно, чем женщины, ухаживают за своей внешностью. Тратить деньги и время “на красоту” — это по-мужски, уверены 78% опрошенных в мире, и 82% россиян. Больше всего разделяющих это мнение в России — в возрастной группе 20-29 лет — 86% опрошенных. Именно они через 5-10 лет составят самую платежеспособную группу населения», — говорит Александр Письменный.
Устойчивое развитие средств для мужчин в России происходит как за счет роста “традиционных” мужских категорий, так и за счет поразительной динамики мужских линий в традиционно “женских” категориях. В трех из них рост продаж “мужских” средств превышает рост самой категории. Розничные продажи мужских средств для лица выросли на 46%, дезодорантов для мужчин — на 16%, шампуней — на 12%.
Интересно, что успешность продаж средств персонального ухода для мужчин в разных странах обеспечена разным “обещанием бренда”. На западных рынках традиционно сильные позиции имеют бренды, которые подчеркивают мускулинность, и делают ставку на обращение к образу “мачо”. В Японии и Южной Корее эффективно растут и лидируют бренды, ориентированные на создание имиджа “денди” и ставящие во главу угла утонченность и эстетичность. Российский рынок тяготеет скорее к западному стилю “метросексуальности”.
# # #
Об исследовании глобального рынка средств персонального ухода
Исследование рынка Средств персонального ухода (Personal Care) Nielsen поводилось в 69 странах мира и включало в себя анализ свыше 70 категорий средств. Страны были сгруппированы по 5 регионам: Азиатско-Тихоокеанский регион, Регион EEMEA (куда входит и Россия), Европа, Южная Америка и Северная Америка. В этом исследовании Мексика была включена в Южную Америку.
Компания Nielsen проанализировала данные по категориям, сравнивая показатели на конец 2006 года с показателями на конец 2005 года. Изученные категории были сгруппированы в 9 более крупных товарных разделов.
Как и другие исследования Nielsen, настоящий обзор основан на данных о продажах в розничных магазинах различного формата и исключает данные из таких каналов, как открытые рынки, киоски и торговые автоматы. В ряде стран в исследование вошли данные продаж в небольших круглосуточных магазинах (convenience stores), аптекам и специализированным торговым точкам. Важно отметить, что при проведении данного исследования в США в качестве источника информации также использовалась панель Nielsen Homescan, в которую входят данные по продажам в Wal-Mart.
Чтобы иметь возможность сравнивать и оценивать глобальные данные, местные валюты были конвертированы в доллары США на основе постоянного курса валют, рассчитанного на основе данных за последние два года.
Для проведения анализа рынка средств персонального ухода в России использована панель “Городская Россия”, в которую включены города с населением более 10 тыс. человек (кроме категорий Туалетная бумага, Увлажняющие средства для рук/тела/универсальные, увлажняющие средства для лица/век, Средства для проблемной кожи, Туалетное мыло, — которые аудируются на уровне 24 крупнейших городов). Обзор основан на данных о продажах в розничных магазинах различного формата и исключает данные из таких каналов, как открытые рынки, торговые автоматы.
При сравнении темпов роста российского рынка средств персонального ухода и темпов роста этого рынка в других странах следует учитывать, что список категорий, аудируемых в России, отличается от глобального.
Об онлайн-исследовании
Глобальное интернет-исследование Nielsen является крупнейшим онлайн проектом и проводится1 два раза в год с целью определить уровень потребительского доверия во всем мире, основные опасения, а также отношения, привычки и намерения потребителей, связанные с приобретением товаров и услуг. В ходе очередной волны, которая прошла в октябре-ноябре 2006 года, были опрошены более 25 400 потребителей среди постоянных пользователей Интернета в 46 странах. В рамках исследования были изучены мнения потребителей и их взгляды на вопросы красоты и ухода за собой, выявлены привычки потребления товаров для красоты и здоровья, а также особенности покупательского поведения, связанные с их приобретением.
Список стран-участниц проекта включает: Аргентину, Австралию, Австрию, Бельгию, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Грецию, Германию, Гонконг, Данию, Индию, Индонезию, Ирландию, Италию, Испанию, Канаду, Китай, Латвию, Литву, Малайзию, Мексику, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, ОАЭ, Португалию, Польшу, Россию, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Турцию, Филиппины, Финляндию, Францию, Чили, Чехию, Швецию, Швейцарию, Эстонию, Южную Африку, Южную Корею и Японию.
В России пользователи Интернета представлены более образованными и обеспеченными потребителями. Предел погрешности исследования составляет приблизительно 4,4% для рынков, выборка которых составляет 500 респондентов, и приблизительно 3,1% для рынков, выборка которых составляет 1 000 респондентов.
О компании Nielsen
Компания Nielsen является мировым лидером в области маркетинговых исследований. Специалисты Nielsen анализируют рыночную динамику, поведение и предпочтения потребителей в более 100 странах мира. Клиенты доверяют исследованиям и собственным аналитическим методикам под брендом ACNielsen, которые помогают им оценить конкурентные преимущества и положение на рынке, открыть новые возможности в бизнесе, улучшить качество маркетинговых решений и повысить продажи.
The Nielsen Company является мировым лидером в сфере информационных и медиа-услуг и обладает признанными брендами в таких областях, как маркетинговая информация (ACNielsen), медиа-информация ( Nielsen Media Research), медиа-бизнес (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek и др.). В портфеле его брендов — целый ряд крупных выставок.
Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом, имеет подразделения более чем в 100 странах мира и обладает штатом сотрудников, численность которого превышает 42000 человек. Центральные офисы компании расположены в Харлеме в Нидерландах и Нью-Йорке в США.
Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт www.nielsen.com.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?