Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Российский рынок средств персонального ухода вырос на 15% в стоимостном выражении
В современном мире, где красота, молодость и стройность возведены в культ, ухоженная внешность имеет гораздо большее значение, чем во времена молодости наших родителей. С этим согласны более двух третей участников интернет-опросов Nielsen в мире, в том числе и 78% опрошенных в России.
Установка “всегда хорошо выглядеть” двигает продажи средств личной гигиены и косметики. Глобальный рынок персонального ухода вырос на 5% (здесь и далее: в стоимостном выражении). Динамику развития категорий рынка определяли ключевые тенденции потребительского спроса: интерес к товарам, которые позволяют сохранить молодость кожи, являются эффективной защитой от вредного воздействия окружающей среды, а также позволяют экономить время и удобны в применении. Таковы результаты глобального исследования, проведенного международной маркетинговой компанией Nielsen (The Nielsen Company).
В ходе исследования Nielsen была изучена динамика розничных продаж в 7 1 категории рынка средств персонального ухода (средства личной гигиены и косметика) в 69 странах мира, включая Россию, — за периоды 2005 и 2006 год. Российский рынок в то же время вырос на 15%, следуя глобальным тенденциям.
“Подчиняясь диктату социо-культурных стандартов, потребители уделяют больше внимания своей внешности и с готовностью “инвестируют во внешний лоск”, — от того, как они выглядят, зависит их идентификация, собственное позиционирование в социальном окружении, и в конечном итоге, личный и даже профессиональный успех”, — говорит Александр Письменный, Генеральный директор “Nielsen Россия”.
Озабоченность потребителей сохранением красоты и здоровья кожи стала мировой тенденцией. Продолжительность жизни растет, население стареет, увеличилась информированность потребителей о рисках, которым подвергается здоровье кожи при долговременном влиянии солнца — все это повышает спрос на продукцию, предназначенную для ухода за кожей. У влажняющие и солнцезащитные средства для лица и тела стали, по данным исследования Nielsen, самыми быстрорастущими сегментами глобального рынка средств персонального ухода по результатам 2006 года. Сегмент Солнцезащитных/тонирующих средств продемонстрировал рост в 9%, а продажи в сегменте Увлажняющих и очищающих средств для лица выросли на 7%. Категориями — чемпионами роста 2006 года в мире стали Массажные кремы/масла (+26%) и Отбеливающие средства для кожи (+21%).
Неблагоприятным был 2006 год для развития пяти категорий глобального рынка, среди которых Средства для отбеливания зубов/удаления пятен с эмали (-4%). “Возможными причинами падения продаж в этой категории могут быть насыщение рынка, а также активное развитие рынка медицинских услуг, которые предлагают потребителям более быстродействующую и удобную альтернативу”, — комментирует Александр Письменный.
На рынках развитых стран фактор времени продолжает оставаться одним из наиболее ценных, и популярность набирают те товары, которые помогают потребителям экономить время. Примерами этого в секторе Средств по уходу за собой являются одноразовые подгузники (+5%) и прокладки для младенцев. Сильный рост также отмечен в сегменте гигиенических салфеток для детей (+9%) и взрослых (+7%) — все эти товары соответствуют концепции «более удобная жизнь». Еще одним проявлением этой тенденции является тот факт, что продажи гелей для душа и жидкого мыла растут быстрее, чем сегмент обычного туалетного мыла — в глобальном масштабе и в каждом регионе в отдельности (кроме Азиатско-Тихоокеанского региона).
Доля возрастного населения — старше 65 лет — продолжает расти в большинстве регионах мира, что стимулирует развитие специфических категорий. Подгузники/прокладки от недержания (для взрослых) выросли в мире на 10%. Фиксирующие средства для зубных протезов — на 7%.
“Зрелые потребители стремятся сохранить привычное качество жизни, продлевая свою молодость, и не спешат избавиться от хороших привычек ухода за собой”, — говорит А. Письменный. Антивозрастные средства обеспечивают рост таких глобальных категорий, как Увлажняющие средства для лица и век (+10%), Солнцезащитные средства (+11%), Увлажняющие средства для рук/тела (+8%).
Российский рынок средств персонального ухода (+15%) — один из самых быстрорастущих в мире (входит в “двадцатку” лидеров роста). При этом его доля составляет порядка 2% от глобального, и он обеспечивает наибольший стоимостной вклад в развитие рынка в регионе EEMEA1. При сохранении своей индивидуальности, он следует глобальным тенденциям.
Четыре из 10 самых быстрорастущих категорий российского рынка предназначены для ухода за кожей. Их высокая динамика, и в частности, сегмента средств для лица (+25%) обеспечивается также за счет роста антивозрастных средств для ухода за кожей лица (+39%). Еще один фактор роста рынка Personal Care — развитие мужских линий средств личной гигиены.
Самый крупный сегмент российского рынка — средства для ухода за волосами — вырос на 14% — за счет “чемпионской” динамики Кондиционеров (+84%). Вместе категорией Туалетная бумага 2 (+52%) и Увлажняющими средствами для тела и рук 3 (+29%) он вошел в тройку лидеров роста российского рынка. Самый большой стоимостной вклад обеспечили Детские подгузники (+20%) и Кондиционеры.
Таб. 1 Десять самых быстрорастущих категорий Personal Care* в России. 2006 VS 2005. По данным “Nielsen Россия”.
Категория рынка средств персонального ухода |
Динамика рынка, 2006 vs 2005 |
Кондиционеры |
84% |
Туалетная бумага |
52% |
Увлажняющие средства для рук/тела/универсальные |
29% |
Электрические зубные щетки |
26% |
Увлажняющие средства для лица и век |
27% |
Средства для проблемной кожи |
23% |
Очищающие гели для душа |
21% |
Очищающие и тонизирующие средства для кожи лица |
21% |
Детские подгузники |
20% |
Дезодоранты – мужские |
16% |
Синим цветом выделены категории средств для ухода за кожей
Во многих странах, в том числе и в России, продажи косметики и средств персонального ухода растут за счет новинок, ориентированных на мужчин. Этому способствует "метросексуальный" феномен.
“Мужчины не менее тщательно, чем женщины, ухаживают за своей внешностью. Тратить деньги и время “на красоту” — это по-мужски, уверены 78% опрошенных в мире, и 82% россиян. Больше всего разделяющих это мнение в России — в возрастной группе 20-29 лет — 86% опрошенных. Именно они через 5-10 лет составят самую платежеспособную группу населения», — говорит Александр Письменный.
Устойчивое развитие средств для мужчин в России происходит как за счет роста “традиционных” мужских категорий, так и за счет поразительной динамики мужских линий в традиционно “женских” категориях. В трех из них рост продаж “мужских” средств превышает рост самой категории. Розничные продажи мужских средств для лица выросли на 46%, дезодорантов для мужчин — на 16%, шампуней — на 12%.
Интересно, что успешность продаж средств персонального ухода для мужчин в разных странах обеспечена разным “обещанием бренда”. На западных рынках традиционно сильные позиции имеют бренды, которые подчеркивают мускулинность, и делают ставку на обращение к образу “мачо”. В Японии и Южной Корее эффективно растут и лидируют бренды, ориентированные на создание имиджа “денди” и ставящие во главу угла утонченность и эстетичность. Российский рынок тяготеет скорее к западному стилю “метросексуальности”.
# # #
Об исследовании глобального рынка средств персонального ухода
Исследование рынка Средств персонального ухода (Personal Care) Nielsen поводилось в 69 странах мира и включало в себя анализ свыше 70 категорий средств. Страны были сгруппированы по 5 регионам: Азиатско-Тихоокеанский регион, Регион EEMEA (куда входит и Россия), Европа, Южная Америка и Северная Америка. В этом исследовании Мексика была включена в Южную Америку.
Компания Nielsen проанализировала данные по категориям, сравнивая показатели на конец 2006 года с показателями на конец 2005 года. Изученные категории были сгруппированы в 9 более крупных товарных разделов.
Как и другие исследования Nielsen, настоящий обзор основан на данных о продажах в розничных магазинах различного формата и исключает данные из таких каналов, как открытые рынки, киоски и торговые автоматы. В ряде стран в исследование вошли данные продаж в небольших круглосуточных магазинах (convenience stores), аптекам и специализированным торговым точкам. Важно отметить, что при проведении данного исследования в США в качестве источника информации также использовалась панель Nielsen Homescan, в которую входят данные по продажам в Wal-Mart.
Чтобы иметь возможность сравнивать и оценивать глобальные данные, местные валюты были конвертированы в доллары США на основе постоянного курса валют, рассчитанного на основе данных за последние два года.
Для проведения анализа рынка средств персонального ухода в России использована панель “Городская Россия”, в которую включены города с населением более 10 тыс. человек (кроме категорий Туалетная бумага, Увлажняющие средства для рук/тела/универсальные, увлажняющие средства для лица/век, Средства для проблемной кожи, Туалетное мыло, — которые аудируются на уровне 24 крупнейших городов). Обзор основан на данных о продажах в розничных магазинах различного формата и исключает данные из таких каналов, как открытые рынки, торговые автоматы.
При сравнении темпов роста российского рынка средств персонального ухода и темпов роста этого рынка в других странах следует учитывать, что список категорий, аудируемых в России, отличается от глобального.
Об онлайн-исследовании
Глобальное интернет-исследование Nielsen является крупнейшим онлайн проектом и проводится1 два раза в год с целью определить уровень потребительского доверия во всем мире, основные опасения, а также отношения, привычки и намерения потребителей, связанные с приобретением товаров и услуг. В ходе очередной волны, которая прошла в октябре-ноябре 2006 года, были опрошены более 25 400 потребителей среди постоянных пользователей Интернета в 46 странах. В рамках исследования были изучены мнения потребителей и их взгляды на вопросы красоты и ухода за собой, выявлены привычки потребления товаров для красоты и здоровья, а также особенности покупательского поведения, связанные с их приобретением.
Список стран-участниц проекта включает: Аргентину, Австралию, Австрию, Бельгию, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Грецию, Германию, Гонконг, Данию, Индию, Индонезию, Ирландию, Италию, Испанию, Канаду, Китай, Латвию, Литву, Малайзию, Мексику, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, ОАЭ, Португалию, Польшу, Россию, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Турцию, Филиппины, Финляндию, Францию, Чили, Чехию, Швецию, Швейцарию, Эстонию, Южную Африку, Южную Корею и Японию.
В России пользователи Интернета представлены более образованными и обеспеченными потребителями. Предел погрешности исследования составляет приблизительно 4,4% для рынков, выборка которых составляет 500 респондентов, и приблизительно 3,1% для рынков, выборка которых составляет 1 000 респондентов.
О компании Nielsen
Компания Nielsen является мировым лидером в области маркетинговых исследований. Специалисты Nielsen анализируют рыночную динамику, поведение и предпочтения потребителей в более 100 странах мира. Клиенты доверяют исследованиям и собственным аналитическим методикам под брендом ACNielsen, которые помогают им оценить конкурентные преимущества и положение на рынке, открыть новые возможности в бизнесе, улучшить качество маркетинговых решений и повысить продажи.
The Nielsen Company является мировым лидером в сфере информационных и медиа-услуг и обладает признанными брендами в таких областях, как маркетинговая информация (ACNielsen), медиа-информация ( Nielsen Media Research), медиа-бизнес (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek и др.). В портфеле его брендов — целый ряд крупных выставок.
Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом, имеет подразделения более чем в 100 странах мира и обладает штатом сотрудников, численность которого превышает 42000 человек. Центральные офисы компании расположены в Харлеме в Нидерландах и Нью-Йорке в США.
Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт www.nielsen.com.
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?