Декоративное изображение
6 304

Поделиться

Российский ритейл в шоке

Законопроект «О торговле» преподнес ритейлерам сюрприз. В последний момент была внесена правка: закон запрещает расширять бизнес продуктовым сетям, если их годовой оборот превышает 1 млрд. руб., а доля в городских округах, муниципальных районах, Москве и Санкт-Петербурге составляет более 25%. Российский ритейл в шоке. Красноярцы же от резких высказываний воздерживаются.

Рассмотренный на президиуме правительства проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» отрасль называла «компро­миссным».

В нем оговаривались общие правила игры на рынке, были запрещены «недобросовестные практики» ритейлеров по отношению к поставщикам, зато не было госрегулиро­вания цен, а также порогов доминирования для розничных операторов.

Но в последний момент в проект внесли норму, жестко ограничивающую расширение ритейлеров: именно в этой версии законопроект был подписан Владимиром Путиным и внесен в Госдуму, сообщает «Коммерсант».

Согласно новой 16-й статье законопроекта, торговые сети с годовым оборотом более 1 млрд. руб., доля которых превышает 25% от общего объема рынка продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге, «не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению».

Под торговой сетью законопроект понимает более двух принадлежащих одному или нескольким хозяйствующим субъектам торговых объектов, находящихся под общим управ­лением, с общим коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

По словам начальника управления контроля официальной сферы и торговли центрального аппарата ФАС Тимофея Нижегородцева, нака­нуне подписания вице-премьер Виктор Зубков провел совещание на предмет внесения дополнительных ограничений для крупных ритейлеров: в итоге норма была сформули­рована и отправлена в аппарат правительства.

Ограничения, предложенные ФАС, «абсурдны» и остановят развитие сетевой торговли, возмущен гендиректор Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Лев Хасис: «Миллиард рублей годового оборота — стандартный показатель для сети из пяти-шести магазинов. Таких ритейлеров в России можно насчитать около двух сотен». Для Х5 закон в нынешнем виде грозит как минимум полной остановкой развития в Санкт-Петербурге: сейчас, по подсчетам ФАС, доля ритейлера на этом рынке уже превышает 35%.

Гендиректор сети «Магнит» Сергей Галицкий тоже говорит, что если норма войдет в закон, то розничная торговля станет для него «инвестицонно непривлекательной»: «Если предположить, что я захочу вывести свою сеть в городской округ, в котором двадцать поселков, то получится, что смогу реально открыть только по одному магазину в пятнадцати поселках и сразу займу там 35% рынка минимум. Но если я не могу открыться во всех двадцати, тогда нет смысла вообще вкладывать деньги в небольшие города!».

Тимофей Нижегородцев называют «панику» сетей необоснованной: по его словам, городские округа в России часто являются очень большими рынками, он приводит в пример Новосибирск, который считается городским округом: «Огромное поле для развития, а то, о чем говорят ритейлеры, обычно называется «городское поселение». Он считает, что новая норма поспособствуют развитию сетей «по горизонтали»: то есть равномерно по всей России, а не только в крупных городах. При этом у малого бизнеса тоже будет возможность заниматься розничной торговлей, уверен чиновник.

До сих пор доли ритейлеров никто не считал. Тимофей Нижегородцев говорит, что ФАС начала исследования шести городов в Южном федеральном округе, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке. «Подобные расчеты требуют огромной работы, но все они не будут точными»,— уверен господин Галицкий. Какие доли его магазины занимают в различных городах, он не называет, объясняя тем, что «сам себе не враг».

Что думают о новом варианте закона «О торговле» красноярские ритейлеры?

Вячеслав Славкин, начальник отдела рекламы и PR сети супермаркетов «Пятерочка» сообщил корреспонденту РМ, что на уровне генерального директора сети, принято решение воздер­живаться от каких бы то ни было оценок законопроекта.

Евгений Дергачев, директор по маркетингу сети гастрономов «Красный Яр» высказался несколько более конкретно: «Принятие поправки в законе о торговли (статья 16) вряд ли существенно скажется на развитии сети «Красный Яр». Годовой оборот в 1 млрд. рублей имеют даже небольшие сети, и это не является признаком монополии, а 25%-ной доли рынка города сеть «Красный Яр» не занимает».

Г-н Дергачев выразил точку зрения своего руководства, которое поддерживает инициа­тивы правительства по борьбе с моно­полизмом. Но представитель сети «Красный Яр» напомнил, что не стоит забывать: именно крупные розничные сети предлагают широкий ассортимент товаров, несут полную ответст­венность за качество реализуемой продук­ции и используют механизмы снижения цен для своих покупателей».

По информации РБКdaily, ограничение не коснется сделок, совершенных до вступления закона в силу. После одобрения закона «О торговле» всеми инстанциями действия, противоречащие статье 16, будут оспариваться в арбитражном суде, в том числе по искам от ФАС.

Первое чтение законопроекта должно состояться в сентябре. Закон «О торговле» уже заставил крупные торговые сети поволноваться — ранее в него планировалось включить пункт о наделении муниципальных чиновников полномочиями запрещать супермаркетам работать ночью и в выходные дни. Потом от этого было реше­но отказаться.

Кто знает, что еще может в документе появиться или исчезнуть после первого и второго чтения. Но до осени ритейлеры могут расслабиться.

www.reklama-mama.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами