Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российский фармрынок вырастет к 2012 году до $20 млрд - прогноз
Объем российского фармацевтического рынка к 2012 г. в денежном выражении превысит $20 млрд. Об этом говорят прогнозы аналитиков ЦМИ «Фармэксперт» и DSM Group.
По прогнозу «Фармэксперта», объем рынка в 2007 г. составил примерно $11,2 млрд, что на 5% больше показателя 2006 г. ($10,7 млрд). DSM Group прогнозирует, что объем рынка превысит $14 млрд с приростом 16%. «Мы включаем в объем рынка парафармацевтику (лечебную косметику и БАД), на которые сегодня приходится 20% оборота аптек, сегмент вырос за год на 33% до $3,2 млрд», — объясняет Александр Кузин, гендиректор DSM Group.
С 2005 г. рост рынка был динамичный — более 30% — за счет появления программы ДЛО (см. график), которая сразу же добавила рынку несколько миллиардов. «В этом году сегмент ДЛО рухнул», — напоминает Кузин.
На 2008 г. эксперты смотрят с оптимизмом. DSM Group прогнозирует 15%-ный рост рынка до $16 млрд. А в «Фармэксперте» считают, что лекарственный рынок увеличится на 20,7% до $13,5 млрд. По мнению аналитика центра Давида Мелик-Гусейнова, это произойдет за счет все той же программы ДЛО, бюджет которой в следующем году составит $2,5 млрд. «При этом доля государственных денег будет постепенно уменьшаться», — говорит он. В ближайшие четыре года 70% объема рынка будет обеспечивать именно коммерческий сектор. С уменьшением участия государства рост рынка замедлится до 13,5% в 2009 г. По оценке аналитика, объем рынка лекарств в 2012 г. составит $22,2 млрд. Кузин прогнозирует рост до $25-26 млрд.
Среди факторов, которые тормозят развитие рынка, Мелик-Гусейнов называет низкую культуру потребления лекарств (российский потребитель тратит на лекарства $80 в год), а также усложнение процедуры выписки дорогостоящих лекарств. Кроме того, в ближайшее время отрасль ждет уменьшение количества потребителей. По прогнозу «Фармэксперта», число потребителей снизится со 142 млн до 138 млн. Основными факторами роста рынка Мелик-Гусейнов считает маркетинговые усилия фармацевтических компаний, а также рост общей заболеваемости. При снижении натуральных объемов продаж рынок будет расти в первую очередь за счет подорожания лекарств (в среднем — на 26-29% в год).
К 2012 г. уменьшится также число дистрибуторов фармацевтической продукции — с 950 до 500. Прогноз «Фармэксперта» оправдан, говорит исполнительный директор дистрибуторской компании Alliance Unichem Игорь Варламов: «Консолидация — общемировая тенденция». Он приводит в пример компанию «Роста», образованную путем объединения компаний «Россибфармация», «Фармтанда 77» и «Артромед». Также, прогнозирует Мелик-Гусейнов, если в 2007 г. на рынке было 610 российских производителей и 470 иностранных, то через четыре года их будет 850 и 600 соответственно.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.