Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российский бизнес не почувствовал преимуществ ВТО
Президент РСПП Александр Шохин совместно с коллегами готовит исследование о влиянии ВТО на российский бизнес. Спустя почти год после присоединения России к ВТО около половины отечественных компаний так и не почувствовали от этого никакого эффекта, а негативное влияние отметила каждая четвертая компания. Такие данные привел Александр Шохин, выступая на международной промышленной выставке «Иннопром-2013».
Несмотря на то что большая часть бизнеса знает о мерах господдержки, компенсирующих негативный эффект от вступления в организацию (субсидирование кредитных ставок, субсидии на удобрения и т.п.), ими почти никто не пользуется. «Здесь возникает два вопроса: то ли нет механизмов доступа, то ли меры недостаточно эффективны», — размышляет г-н Шохин. По его словам, Россия до сих пор не обладает нужным инструментарием работы с конкурентами в рамках ВТО, в частности в разрешении споров. На днях Евросоюз попросил ВТО вмешаться в торговый спор по поводу утилизационного сбора (см. статью «Первый звонок из ВТО» от 10.07.13).
Хотя некоторые запрещенные ВТО протекционистские меры уже работают, разрешенные организацией защитные инструменты до сих пор не запущены, удивляется Александр Шохин. Речь идет о налоговой политике, механизмах доступа к финансовым ресурсам, государственным и муниципальным закупкам, перечисляет он. Пока российские компании не имеют обещанного равного доступа на европейские рынки: многие из них закрыты введением защитных мер. Если в декабре этого года удастся заключить соглашение о борьбе с протекционизмом, у российских компаний появится возможность выхода на новые рынки.
Окончательные результаты исследования будут известны в конце июля, пояснил РБК daily представитель РСПП. О том, что для отдельных секторов промышленности обострение конкуренции в связи со вступлением в ВТО может стать проблемой, Александр Шохин говорил еще год назад. Однако позже эта трудность станет стимулом для улучшения российской экономики, был уверен он. Правда, когда наступит это «позже», непонятно.
Присоединение к ВТО пока не сильно сказалось и на внешней торговле. По данным ТПП и Центра международной торговли, если по итогам первого полугодия прошлого года прирост импорта и экспорта в годовом исчислении равнялся 5,7 и 8,2% соответственно, то за аналогичный период 2013 года эти показатели составили +3,9 и -2,6%. Импорт из дальнего зарубежья с сентября 2012-го по апрель 2013-го к тому же периоду годом ранее снизился по таким товарным позициям, как механическое оборудование (-1%), наземный транспорт (-3%), химические волокна и нити (-4 и -6% соответственно), текстильные материалы (-6%), суда и плавсредства (-50%). Зато рост наблюдался по таким позициям, как железнодорожные локомотивы (94%), трикотаж (18%), хлопок и оптические аппараты (по 16%), фармацевтика и готовые текстильные изделия (по 13%), полимеры, каучук, обувь, мыло и моющие средства (по 11%).
Впрочем, по мнению посла Канады в России Джона Слоана, в краткосрочной перспективе преимуществ от вступления в ВТО России ждать и не стоит. «Преимущества будут долгосрочными, это предопределено российской экономикой», — сказал он.
«Многие перед вступлением в ВТО ожидали какого-то чуда, но чудо не произошло. Винить ВТО в отсутствии позитивных результатов не имеет смысла. Они появятся, когда власти и бизнес поймут, как, какими инструментами надо, с одной стороны, продвигать свою продукцию на внешние рынки, а с другой — защитить собственный рынок. Сейчас такого понимания нет. Многие даже не в курсе, какие у них есть права по правилам ВТО», — поясняет профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?