Декоративное изображение
2 227

Поделиться

Российский авторынок в апреле упал на 8%

Российский авторынок падает все быстрее — в апреле продажи легковых автомобилей снизились на 8%. Падение коснулось большинства популярных марок, причем некоторые из них уменьшили продажи на 20–30%. Сильнее всего стагнация заметна в сегменте бюджетных автомобилей. Участники рынка признают, что в мае и летом ситуация на рынке только ухудшится. С этим согласны и аналитики, которые связывают падение продаж с общим насыщением рынка, нестабильной экономической ситуацией и наступлением сезона отпусков.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в апреле — они упали на 8%, до 245,3 тыс. машин. Таким образом, ситуация на авторынке ухудшается. В январе—феврале он показывал слабый рост (5% и 2% соответственно), падение продаж началось в марте и составило 4%. В результате по итогам четырех месяцев продажи машин снизились на 2%, до 862,2 тыс. В пресс-релизе АЕБ подчеркивается, что в последние два года «апрельские продажи обычно превосходили мартовские на 6%», но в этом году «традиционный апрельский подъем не наблюдался» из-за «слабого розничного контрактования».

Снижение коснулось большинства популярных брендов. Например, продажи лидера рынка АвтоВАЗа упали на 12%. Продажи Volkswagen снизились на 4%, Toyota — на 2%, Nissan и Ford — на 30%, Mazda — на 31%, Suzuki — на 26%. Марки, которым удается сохранить положительную динамику продаж, показали лишь небольшой рост. Так, лидеры среди иномарок Renault, Kia и Hyundai увеличили продажи лишь на 1–8%. На этом фоне некоторые автоконцерны снизили свою долю на рынке — например, доля Nissan сократилась до 3,4%, на 1 п. п., Ford — до 3,5%, на 1,2 п. п., Peugeot — до 1,3%, на 0,2 п. п.

Сильнее всего замедление рынка по-прежнему отражается на сегменте бюджетных автомобилей. Продажи Hyundai Solaris в апреле снизились на 4% (до 10,5 тыс. машин), Ford Focus — на 39% (до 5,5 тыс.), Lada Kalina — на 36% (до 8,8 тыс.), Renault Logan — на 33% (до 4,9 тыс.), Opel Astra — на 34% (до 3,2 тыс.), Chevrolet Cruze и Renault Sandero — на 22% (до 4,2 тыс. и 4 тыс. соответственно). Хороший рост среди недорогих автомобилей показывают лишь несколько новых моделей. Так, продажи Renault Duster увеличились почти в четыре раза (до 7,6 тыс. машин), Lada Granta — на 59% (до 9,8 тыс.), Kia New Rio — на 4% (до 8,4 тыс.).

Источники “Ъ” среди автопроизводителей говорят, что именно «стагнация бюджетного сегмента» — одна из ключевых причин общего снижения продаж. Спрос на дешевые автомобили падает в том числе из-за того, что «многие недорогие модели давно представлены на рынке и интерес покупателей к ним удовлетворен», отмечает один из собеседников “Ъ”. С этим согласны дилеры. Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая говорит: «Мы находимся на пороге изменения структуры российского рынка»; «звание самого массового сегмента по праву перешло к кроссоверам, автомобили гольф-класса месяц от месяца и год от года сдают свои позиции». По данным «Рольфа», продажи бюджетных автомобилей в январе—апреле снизились на 10,9%.

Директор дилерского центра Hyundai «Авилон» Михаил Жмаков считает, что «на рынке иномарок премиального и среднего классов» тоже «наблюдается стагнация». По его мнению, это связано с «высокой конкуренцией, ценовым демпингом, постоянным появлением новых акций и предложений от производителей и дилеров, среди которых клиенту становится все сложнее ориентироваться». Господин Жмаков считает, что в мае и летом общая ситуация на рынке только ухудшится ввиду «наступления низкого сезона и общей стагнации авторынка». Снижение продаж в апреле Михаил Жмаков объясняет в том числе тем, что многие «дилеры закрывали первый квартал, рапортуя производителям автомобили в марте и продавая их в апреле», чтобы получить бонусы от автоконцернов.

По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», основные причины падения продаж — эффект высокой базы прошлого года, насыщение рынка, рост ставок автокредитов и общая макроэкономическая нестабильность. При этом он считает, что продажи автомобилей могут активизироваться во втором полугодии, в том числе за счет возможного введения господдержки, и по итогам года рынок вырастет на 1%. При этом в мае аналитик прогнозирует падение «около 5%». Михаил Пак из «Атона» полагает, что «май будет провальным, падение может быть на уровне апрельского, в том числе из-за долгих праздников», а летом, в сезон отпусков, ситуация не улучшится. В АЕБ считают, что рынок «вряд ли достигнет рекордных показателей первой половины 2012 года» и на этом фоне в июне планируют выпустить «обновленный прогноз» динамики рынка на 2013 год.

Егор Попов, КоммерсантЪ

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами