Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
1 990
Поделиться
Российский авторынок не поддался анализу
В 2009 году Россия стала единственной страной БРИК, авторынок которой упал, причем сразу на 56%,— таковы опубликованные вчера данные PricewaterhouseCoopers (PwC). В стоимостном выражении рынок сократился с $69 млрд до $26,8 млрд. Главная причина такого падения — отсутствие в России эффективных госпрограмм стимулирования спроса на машины. Какова будет ситуация в 2010 году, в PwC предсказать не берутся, прямо называя российский авторынок "непредсказуемым".
Вчера PwC опубликовала итоги производства и продаж автомобилей в России в 2009 году — как новых, так и подержанных. По данным PwC, всего было продано 1,4 млн машин, из которых 1,39 млн составили новые автомобили. Автопродажи упали на 56%, отметили в PwC. В стоимостном выражении рынок сократился еще больше — на 61%, до $26,8 млрд.
Самое серьезное падение (сразу на 97%), по данным PwC, коснулось импорта подержанных иномарок — он почти остановился с введением заградительных пошлин в начале 2009 года. Не менее серьезно упал импорт и новых иномарок, продажи которых в 2009 году падали быстрее, чем отечественных машин (57% против 44%). Иномарки, собираемые внутри России, пострадали от кризиса меньше всего, их сбыт упал на 38%.
Цифры PwC говорят о том, что российское правительство успешно решило задачу сокращения прямого импорта всех видов иномарок в Россию, но эффективных программ стимулирования продаж машин, собираемых внутри страны, так и не предложило. В результате, отмечает партнер PwC Стенли Рут, Россия стала единственной страной БРИК, авторынок которой упал — в Китае в 2009 году он вырос на 48%, в Индии — на 16%, а в Бразилии — на 13%. Главная причина роста этих рынков — в их поддержке со стороны местных властей, отмечает господин Рут. Российские программы поддержки спроса не столь масштабны и потому не были способны поднять авторынок в условиях роста безработицы, неуверенности потребителя и удорожания кредитов. Быстрее всего сокращаются продажи автомобилей в регионах: в Тюменской, Самарской, Ростовской, Свердловской и ряде других областей сбыт новых иномарок упал более чем на 60%.
В результате Стенли Рут охарактеризовал ситуацию с автопродажами в 2009 году ровно так же, как за неделю до него это сделали автомобильные аналитики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): влияние кризиса на авторынок в России стало "одним из самых заметных в мире". Как сообщалось ранее, столь серьезного падения продаж не ожидал ни один иностранный автоконцерн, работающий в России. Стенли Рут за худший сценарий в 2009 году также брал падение только до 1,6 млн машин. Базовым же он считал прогноз продаж на уровне 2,3 млн автомобилей. Вчера эксперт прямо назвал российский авторынок "непредсказуемым".
Как следует из данных PwC, к падению продаж участники российского авторынка оказались абсолютно не готовы. До кризиса до 72% выручки дилеров приходилось на продажи новых автомобилей, тогда как на сервис, запчасти и гарантированное обслуживание — оставшиеся 28%. В Великобритании соотношение доходов дилеров обратное, отмечает Стенли Рут. Это означает, что российским дилерам в отличие от западных гораздо сложнее в условиях кризиса приспособиться к новым правилам работы на изменившемся рынке, когда на первое место из-за падения продаж новых машин выходит гарантированное обслуживание и сервис. Они сталкиваются с нехваткой оборотных средств, что выливается в кризис неплатежей и образование кассовых разрывов у заводов.
Точно предсказывать, какова будет ситуация на рынке в 2010 году, Стенли Рут вчера не взялся, сделав прогноз в достаточно свободной форме: наилучший сценарий предполагает рост рынка по итогам года на 15%, до 1,6 млн машин, тогда как наихудший — падение рынка на 5%, до 1,3 млн машин. Иными словами, в PwC не знают, чего ожидать: роста или падения. В АЕБ предлагали третий вариант: продажи останутся на уровне 2009 года. Такое расхождение в оценках понятно, говорит Кирилл Таченников из ИК "Открытие": никто не знает, что именно взять на опорную точку для анализа будущих продаж, и большинство участников рынка "в большей степени по ощущениям закладывают для себя рост рынка где-то на 8-10%". Директор по маркетингу ОАО "Соллерс" Валерий Тараканов сказал, что его компания взяла за базовый сценарий рост рынка LCV в России в 2010 году в пределах 5%, а легковых машин и внедорожников — 5-10%.
Ъ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?