Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российским производителям соков грозят налоговые претензии на $0,5 млрд
Налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку одного из крупнейших производителей соков -- ОАО "Нидан Соки". Внимание налоговиков привлекла продажа соков как детского питания, позволяющая использовать льготную ставку НДС 10% вместо 18%. Активность налоговиков, по мнению экспертов, может существенно ударить по всей сокопроизводящей отрасли, широко использующей эту льготу, а совокупные налоговые претензии могут достичь $500 млн.
Межрайонная инспекция ФНС России #17 по Московской области проводит выездную налоговую проверку ОАО "Нидан Соки" за период с 2004 по 2006 год. В пресс-службе ФНС сообщили, что в рамках проверки поставлен вопрос о правомерности применения льготной ставки 10% по НДС, предусмотренной Налоговым кодексом для продуктов детского питания. Гендиректор компании "Нидан Соки" Андрей Яновский подтвердил проведение проверки: "Заключение мы еще не получили, но никаких претензий со стороны налоговых органов к нам не выдвигалось". Комментировать заявления ФНС он отказался.
ОАО "Нидан Соки" входит в четверку лидеров российского рынка соков с долей 18%. Брэнды -- "Моя семья", "Чемпион", "Сокос", "Да!", Caprice. Оборот компании в 2006 году составил $270 млн. Владеет компанией "Нидан-Гросс" (Московская область) и "Нидан-Экофрукт" (Новосибирск). Конечными бенефициарами Nidan Holding являются Игорь Шилов (55% акций), Леонид Шайман (35%), Чаба Бальер Лайош (10%). В июле было объявлено о продаже 100% акций "Нидан Соки" британской инвесткомпании Lion Capital LLP.
Выездная налоговая проверка проводится на фоне арбитражных дел, в которых также рассматривается вопрос о детском питании. Дела касаются возмещения НДС: "Нидан Соки" уплачивает поставщикам сырья НДС по общей ставке 18%, а свою продукцию реализует с учетом льготной ставки НДС 10%. Возникающую разницу компания требует возмещать ей из бюджета. Налоговики в возмещении отказывают, доначисляют НДС и применяют санкции, а компания обращается в суд.
Арбитражный суд Московской области решил несколько таких дел в пользу "Нидан Соков", но кассационный суд Московского округа стал такие решения отменять. В одном из дел, которое будет повторно слушаться в суде первой инстанции 4 октября, компания оспаривает доначисление около 71,6 млн руб. НДС за февраль 2006 года, 3,5 млн руб. пеней и 11,3 млн руб. штрафа.
В постановлении суда кассационной инстанции по этому делу подробно изложены претензии налоговиков и доводы "Нидан Соков". Налоговики заявили, что у компании нет отдельного цеха или специализированной технологической линии для выпуска продуктов детского питания, чем нарушаются санитарные нормы, установленные для этой продукции. Кроме того, компания маркировала как детское питание соки, расфасованные в литровые пакеты, тогда как санитарные нормы предусматривают упаковку объемом не более 0,35 л. В суде первой инстанции "Нидан Соки" успешно доказывали, что все технологические линии, на которых производятся соки, официально признаны соответствующими санитарным правилам для детского питания. Сама продукция имеет сертификаты, относящие ее к детскому питанию, а упаковка 0,35 л требуется только детям до трех лет, тогда как детским считается возраст до 14 лет. Но кассационный суд в своем постановлении сослался на письмо Роспотребнадзора, по которому продукты в упаковке свыше 0,35 л не должны считаться детским питанием. Суд пришел к выводу, что "применение налоговой ставки 10% к продукции, предназначенной для всех возрастных групп, нельзя признать соответствующим воле законодателя".
Если на этой позиции будет строиться налоговая практика, то она, по мнению экспертов, может существенно ударить по всей сокопроизводящей отрасли. "До 80% всех произведенных в РФ соков относится к детскому питанию и, соответственно, облагается по льготной ставке НДС. Проблема в том, что на законодательном уровне нет четкого определения, что относится к детскому питанию, к которому применяется льготная ставка НДС",-- говорит президент Российского союза производителей соков Валерий Остапец. Действительно, на упаковках яблочного сока "Я" (производитель -- ОАО "Лебедянский") написано: "Для детского питания". А на соках J7 ("Вимм-Билль-Данн") пишут: "Рекомендовано для питания детей с трех лет".
По данным Союза производителей соков, емкость российского рынка соков в 2006 году составила 2,66 млрд литров в натуральном и $2,7 млрд денежном выражении. По подсчетам гендиректора агентства "Точка роста" Романа Шалимова, исходя из оценки общего объема продаж, если налоговые органы заставят производителей вернуть разницу по НДС за три года, общая сумма налоговых претензий может составить около $500 млн. "Даже при разбивке на каждого из участников рынка это неподъемная сумма и для крупных компаний",-- считает господин Шалимов.
Крупные производители соков -- компании "Лебедянский" и "Мултон" (принадлежит Coca Cola) вчера отказались комментировать ситуацию с льготным НДС. Пресс-секретарь "Вимм-Билль-Данна" Антон Сарайкин сообщил Ъ: "Мы работаем в рамках существующего законодательства, к нам нет никаких претензий со стороны налоговых органов, и оснований для их возникновения мы тоже не видим".
Юристы считают, что доказать незаконность применения льготной ставки НДС налоговикам будет непросто. "В этой ситуации налоговый орган пытается вникнуть в экономическую и даже технологическую сущность процесса",-- говорит партнер юридической фирмы ЮСТ Алексей Попов. Сложность таких дел подтверждает и практика региональных судов. Например, в федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа было доказано, что бульонные кубики Gallina Blanca считаются мясом, к которому должны применяться налоговые льготы. Однако в отношении производителей соков налоговики обещают быть более настойчивыми. "Мы обеспокоены ситуацией, когда заложниками применения пониженной ставки НДС являются дети, продукция для которых может не соответствовать стандартам",-- заявили в пресс-службе ФНС.
Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что многие производители в России позиционируют свою продукцию как пригодную для детей, включая младенцев, тогда как в европейских странах подобное невозможно: там разграничивается питание для детей, возраст которых не превышает трех лет, и для всех остальных. Продукция для младенцев подведена под жесткие стандарты, на соответствие которым ее легко проверить. Причину российских проблем Дмитрий Янин видит в самом наличии льгот по НДС для детского питания. "Надо отменять льготный НДС, после чего многие продукты сами собой перестанут называться детским питанием",-- уверен эксперт.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?