Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российским молочникам не до веселья
их вытесняют белорусские аграрии
Белорусские молочники, воспользовавшись введенным Москвой продовольственным эмбарго, начинают оказывать давление на российский рынок. Производители из соседней страны увеличили поставки дешевой готовой продукции. Параллельно чиновники в Минске повысили цены на сухое молоко, от которого зависят российские производители. Союзмолоко уже попросило вице-премьера Аркадия Дворковича разобраться в ситуации.
Вчера Белорусская универсальная товарная биржа сообщила, что намерена проводить каждый понедельник дополнительную торговую сессию по реализации молочной продукции на экспорт. Это вызвано увеличением в полтора раза объема торгов, сообщил “Ъ” представитель биржи, но конкретные показатели не назвал. Темпы продаж выросли в тот момент, когда Россия – основной рынок сбыта для белорусских производителей молока – ввела эмбарго в отношении продовольствия из США, ЕС, Норвегии и Австралии. В начале сентября белорусский министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц заявил, что республика намерена увеличить в 1,4 раза поставки молочной продукции в Россию. С августа по декабрь из Белоруссии в Россию планируется ввезти около 70 тыс. тонн сыров, уточнил чиновник.
Намерение белорусской стороны увеличить объема ввоза молочной продукции может вызвать две существенные проблемы для российских производителей. Во-первых, импорт затронет сегмент готовой продукции – сыров, масла. «Это наиболее выгодные позиции»,– отмечает глава Союзмолока Андрей Даниленко. По его словам, белорусские предприятия закупают в Европе молоко, цена на которое в связи с эмбарго резко упала. Далее произведенная из этого сырья продукция поступает в Россию. В этой ситуации, утверждает господин Даниленко, российские производители на внутреннем рынке проигрывают конкуренцию. Во-вторых, Минск уже второй раз за последние два месяца поднимает минимально допустимую цену на сухое молоко, от которой в России зависят производители готовой продукции.
О возникшей проблеме Союзмолоко проинформировало в среду на заседании комиссии по мониторингу продовольственных рынков вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве АПК. Об этом “Ъ” сообщил один из участников заседания и подтвердил господин Даниленко. По его словам, Союзмолоко обратилось к вице-премьеру с просьбой проконтролировать объем и качество белорусского экспорта, а также провести переговоры с чиновниками в Минске относительно индикативной цены на молоко и молочную продукцию. «Наращивая объемы импорта, Белоруссия начинает сильно влиять на ценообразование на российском рынке»,– добавляет Андрей Даниленко. По его мнению, также необходимо рассмотреть возможность альтернативных поставок молочной продукции из Швейцарии, Сербии или стран Южной Америки. Кроме того, молочники настаивают на оперативном решении вопроса с господдержкой отрасли.
При этом замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов не отрицает, что сейчас Белоруссия превращается в «колоссальный центр транзита в Россию продуктов питания». По мнению чиновника, официальная статистика демонстрирует, что за последние два месяца изменились торгово-экономические отношения Белоруссии с соседними государствами по поставкам молока, сыров, мяса, то есть той продукции, которая в России подпала под санкции. Но, утверждает он, повлиять на ситуацию сложно, ФАС может только контролировать соблюдение российского законодательства.
Ежегодно в соответствии с товарным балансом объем импорта молока из Белоруссии в Россию составляет около 4 млн тонн, но по факту этот объем существенно выше. Так, в 2013 году было поставлено почти на 800 тыс. тонн больше заявленного. Из этого объема 89 тыс. тонн пришлось на молочную сыворотку, 28 тыс. тонн – на сухое обезжиренное молоко, 12 тыс. тонн – на сухое цельное молоко и 7 тыс. тонн – на сыры. В феврале этого года Союзмолоко сообщало, что в том числе и по этой причине российские предприятия сократили объемы производства сухих молочных продуктов на 8,7%, а сыров и сырных продуктов – на 4,3%.
Анна Зиброва, Анастасия Дуленкова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?