Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российские ритейлеры отвергают обвинения в подъеме цен на продукты
Противостояние производителей продовольствия и торговых сетей набирает обороты. "Поставщики делятся на успешных и лузеров", - классифицировал вчера главный исполнительный директор крупной сетевой компании, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Лев Хасис.
Первые, по его мнению, эффективно работают с торговыми сетями, а вторые пытаются "защитить свою прибыльность", призывая на помощь государство. Говоря о возможных последствиях вмешательства государства в ценообразование, Лев Хасис напомнил времена конца СССР, когда на полках остался один березовый сок. Что, по его выражению, "хорошо для березового сока, но плохо для покупателей".
По словам президента АКОРТ, уже сейчас ряд сетей продает социально значимые продукты питания без прибыли.
В ходе пресс-конференции журналистам был продемонстрирован видеоролик, из которого следует, что производители куриного мяса работают с рентабельностью 9,7 процента и к тому же еще получают от государства субсидии на погашение процентной ставки по кредитам и на корма. А торговцам продажа куриной тушки приносит одни убытки.
Чтобы покрыть их, они и вынуждены "нагружать" поставщиков выплатами всевозможных бонусов в пользу сетей. При этом логика тут следующая: "за то, что платят производители продовольствия, не платят покупатели".
Иными словами, если бы выплата бонусов была отменена, за все пришлось бы платить потребителям.
Правда, Лев Хасис при этом не упомянул, что государство поддерживает не только аграриев, но и некоторые крупнейшие торговые сети. А производителям не удается отнести на себестоимость продукции некоторые из видов выплат сетям. В результате чего с этих сумм пищевикам приходится сначала уплатить налоги, как с прибыли, а потом отдать их ритейлерам.
Впрочем, это частности. Производители продовольствия тоже в последнее время не всегда бывают корректны в отношении сетевых торговцев. Некоторое время назад они стали оказывать на торговцев беспрецедентное психологическое давление, по сути обвиняя их в росте цен на продовольствие. В частности, сетевым компаниям (всем без разбора) инкриминируются торговые наценки в 40 и более процентов, двухмесячные отсрочки платежей за поставленный товар, которые вынуждают производителей поднимать отпускные цены для пополнения оборотных средств, и пресловутые бонусы, платы за вход и прочие платежи в пользу сетей. Оговоренные, впрочем, в договорах.
Торговцы парируют, заявляя, с одной стороны, о росте отпускных цен у производителей продовольствия. А с другой стороны, предпринимая шаги в пользу поставщиков. Так, например, некоторые преференции по бонусам и срокам оплаты товара получили производители небрендированной продукции.
Эпицентром всей этой дискуссии является многострадальный законопроект об основах государственного регулирования торговой деятельности. Который, по мнению части аграриев, должен содержать главу о предельных наценках на социально значимые виды продовольствия. Торговцы, естественно, против. Документ в конце прошлого года практически был похоронен. Однако первый вице-премьер Виктор Зубков вернул его к жизни. Он обещал, что в последнем квартале текущего года документ будет готов.
Однако и сам Виктор Зубков не принадлежит к числу сторонников законодательного ограничения торговых наценок. По его мнению, "ограниченные" товары могут "вымываться" с прилавков, так как ритейлерам будет невыгодно держать их на складах и на прилавках. Многие аграрии тоже приходят к такой точке зрения, так как вовсе не заинтересованы в полной и окончательной победе над ритейлом - через сети реализуется не меньше трети всего продовольствия в нашей стране. И от потери такого рынка никто, включая покупателей и работников магазинов, не выиграет.
Тем не менее проблема сохраняется. Соседние звенья товаропроводящей цепочки недовольны друг другом. И если решение проблемы не будет найдено, взаимное раздражение будет нарастать. Сетевики сообщают, что в последние месяцы они наблюдают увеличение доли "сухих продаж" муки, крупы и других "антикризисных" товаров. Покупатели делают выбор в пользу низкомаржинальных товаров. То есть предпочитают грушам и винограду сравнительно дешевые яблоки. Это ведет к снижению продаж у части поставщиков и прибыли у торговцев. Так что драться они будут друг с другом за каждую копейку в совокупном доходе от продажи товара.
Самой разумной пока выглядит идея о развитии конкуренции в сфере торговли: расширении сети продовольственных рынков и создании продовольственных кооперативных торговых сетей. Хотя времени на это нужно много, и это минус любой рациональной политики в складывающихся финансово-экономических условиях.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?