Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российские потребители переходят на отечественные бренды
Мода от купюр
Рынку одежды и обуви прочат к концу года сокращение на 20%. Динамика оборотов fashion -рынка уже в прошлом году была отрицательной – минус 8% в рублях от объемов 2013 года. И если несколько лет назад магазины одежды могли окупаться уже через год работы, когда прирост рынка составлял 15-20% в год, то сегодня спад оправдан насыщением рынка. «На место голодного и эмоционального покупателя пришел рациональный и требовательный потребитель. До конца года продолжается отток покупателей среднего класса в более экономичные ценовые сегменты. За счет этого ожидается рост доли бюджетного сегмента до 9%», – комментирует Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group. Она добавила, что в этом сезоне прибыль компаний стремится к нулю из-за ослабления рубля и падения спроса. При этом такие бренды экономсегмента, как Gloria Jeans или Modis, отмечают падение, но в среднем оно меньшее по рынку. А H&M заявляет о росте продаж: в первом квартале компания заработала в рублях на 53% больше, чем за тот же период прошлого года.
По словам опрошенных «РГБ» экспертов, бизнес сможет процветать, только считаясь с запросами потребителей. Впрочем, аналитики компании «Ромир» утверждают, что русский человек не требователен к своей одежде, главное, чтоб нигде не натирала и обувь не жала. Россияне делают выбор в пользу практичной и недорогой одежды, свидетельствуют результаты их опроса (см. диаграмму на стр. 1). По индексу важности первое место заняли: хорошая посадка одежды по фигуре, удобство и комфорт, качество пошива (51-52%). Наименее значимыми показателями для россиян оказались фасон и дизайн одежды (33%), а также высокое качество фурнитуры (30%). Другие характеристики – практичность, функциональность, прочность, качество тканей, размерный ряд – получили средние оценки (37-44%).
Инфографика:Мария Пахмутова/Ангелина Жукова/РГ
Требования к качеству возрастают по мере роста цены изделия, уверена Анна Лебсак-Клейманс: «Претензии к качеству джинсов за 311 рублей с китайского сайта aliexpress будут на порядок меньше, чем к зауженным джинсам Levis Line 508, купленным в фирменном бутике или на сайте asos за 6372 рубля».
Вместе с тем аналитикам удалось развенчать миф, что одежда отечественных марок и производителей ценится российскими потребителями ниже импортных. При сравнении качества российской и импортной одежды россияне предпочитают своего производителя в вопросе практичности, функциональности, высокой износостойкости, качестве тканей и соответствию размерам. «С начала года бюджет россиян заметно упал, в попытках сэкономить они выбирают, по их представлениям, недорогую и прочную одежду», – замечает Александр Васильев, эксперт моды и телеведущий.
По удобству и комфорту российская одежда также выдерживает конкуренцию, но проигрывает иностранцам по качеству пошива и посадке по фигуре. Кроме того, большинство россиян зачастую не различают марок одежды. «У многих возникает трудность определить российский бренд, так как в его названии используются иностранные слова. Несмотря на это, именно отечественные производители становятся любимцами российских потребителей. Но результаты опроса показывают, что им есть над чем работать», – поясняет Ольга Горелова, генеральный директор «Ромир Мониторинг Стандарт».
Игорь Ульянов, исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, подчеркивает, что наш производитель не может проигрывать иностранцам в качестве, а названия брендов играют на психологию покупателя, который привык считать иностранный товар лучшим: «На российском рынке за последние десять лет появилось много производителей как мелких, так и средних, предлагающих конкурентоспособную, относительно недорогую и качественную одежду для масс-маркета, но в большинстве случаев с иностранным названием. Недорогие бренды – «Твое», «Кира Пластинина», Ostin, Gee Jay, Truvor, Oggi, Viz-a-viz, Desalu – постепенно находят своего благодарного покупателя, а также отечественные торговые марки премиум-класса становятся заметными: Vassa, Alena Akhadullina, Charizma, Zarina, Endea, Ромра».
Многие не могут определить российский бренд, так как в его названии используются иностранные слова. Несмотря на это, именно отечественные производители становятся любимцами россиян
Для создания недорогой одежды отечественные производители зачастую используют недорогие импортные ткани, качество которых оставляет желать лучшего, с фурнитурой, которой в России практически нет. «Чтобы минимизировать издержки, некоторые производители вынуждены жертвовать дизайном и качеством. Но при нынешней ситуации снижения платежеспособного спроса такие «жертвы» вызваны скорее желанием производителя угодить покупателю ценой», – уверен Игорь Ульянов.
Утверждение «своя одежда ближе к телу» все же работает на российском рынке. По словам Александра Васильева, большая часть населения настроена патриотично в выборе одежды, но на всех ее не хватит. «Российское производство менее подвержено сезонным изменениям моды, а в тканях и фурнитуре обыватель вообще не может распознать национальную принадлежность производителя. Кроме того, россиянки после 35 лет склонны к полноте, ходовой размер одежды сегодня стал 52-56 и далее до 84. Зарубежные производители зачастую не выпускают подобной одежды и естественно, потребитель предпочитает отечественного производителя с крупной размерной сеткой», – замечает эксперт.
Репутация торгового знака «сделано в России» выше репутации вездесущего «сделано в Китае», считает Анна Лебсак-Клейманс: «Китай с 90-х – основной поставщик самых дешевых вещей в Россию. При этом там производятся не только самые дешевые вещи, но и дорогие премиальные модели. Тогда как в России одежда самого дешевого сегмента практически не производится. Это связано с тем, что производства не могут обеспечить низкую себестоимость из-за отсутствия локального сырья. Согласно исследованиям FCG, если российскому покупателю со средним уровнем дохода предложить выбор – приобрести женскую блузку из 100%-ного хлопка одного фасона, но с разной страной происхождения на этикетке (Сделано в России, Турции, Китае, Германии, Италии), в первую очередь выберут Италию и Германию, затем Россию и Турцию и в последнюю очередь – Китай».
Ангелина Жукова, «Российская Бизнес-газета»
Фото: depositphotos.com
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.