Декоративное изображение
5 585

Поделиться

Российские покупатели только начинают понимать, что пришло время экономить

Какие бы хитрые способы ни использовали розничные продавцы, чтобы приманить потребителей, результат сейчас зависит не только от них. Покупательские настроения — вещь непредсказуемая. Особенно если речь идет о покупателях российских и о кризисе. Прошлой осенью, когда он бушевал уже по всему миру, фонд «Общественное мнение» не постеснялся задать своим респондентам вопрос: «Как вам кажется, мировой кризис уже начался?» И не зря, оказывается, спросил. Дело было в конце сентября — российские биржевые индексы упали больше чем вдвое, проблемы «КИТ Финанса», Связь-банка, «Глобэкса» были у всех на виду, но в общей сложности 31% опрошенных заявили, что кризис «еще не начался, но скоро начнется» или «в ближайшее время вообще не предвидится». Не надо думать, что оставшееся большинство осознавало, что происходит. Догадывались лишь 29%. Остальные затруднились с ответом — вряд ли это говорит о понимании.

Покупательское поведение тогда вполне соответствовало наивной вере «авось пронесет». Расходы домохозяйств продолжали стремительно расти. В массовом сознании произошел странный перекос. Люди не то чтобы совсем ни о чем не догадывались. Уже тогда, в середине осени, резко упал спрос на новогодние туры — люди как будто предчувствовали, что в январе им будет не до поездок. Но пока, пользуясь тем, что понимание еще не пришло, удовлетворяли потребности в прежних масштабах. Наивно вели себя и ритейлеры, особенно непродовольственные: не меняли ассортимент в пользу более дешевых товаров. Ждали, когда дорогое просто перестанут покупать.

И вот уже почти дождались. С января рост потребительских расходов домохозяйств стал резко замедляться. В феврале в Петербурге они выросли всего на 12,2% по сравнению с тем, что было годом раньше: это ниже инфляции, то есть первое за много месяцев настоящее снижение. Даже в Москве, где потребители до последнего времени веселились, как на палубе тонущего «Титаника», спрос пошел на спад.

Что дальше? Для розницы проблемы только начинаются, утверждает в своем недавнем исследовании агентство Qualitel Data Services. Российские потребители пока сохраняют прежние привычки. Самый распространенный способ экономии — поискать товар той же марки в другом месте. Следующим этапом, по мнению аналитиков, станет поиск более дешевых товаров других марок. Продавцы, которые первыми сумеют почувствовать этот момент, могут надеяться выйти из кризиса с выгодой.

А иностранные покупатели отсрочек своим продавцам не дают: в Америке, например, в спросе домохозяйств в феврале наметился даже небольшой рост. Это потому, считают некоторые, что тамошние потребители слишком рьяно экономили в прошлом году и теперь получили возможность немного расслабиться. У россиян так уж точно не получится.

Алексей Каменский SM 9 (147) 16 марта 2009

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами