Декоративное изображение
3 254

Поделиться

Российские девелоперы не успевают обеспечивать масштабные экспансии сетевой розницы

Международные и российские ритейлеры продвинулись далеко за границы Центрального региона России. Некоторые из них даже принялись работать без франчайзинговых схем в Казахстане и Сибири, где уровень доходов потребителей порой превышает заработки жителей центра страны. Однако участь ритейлеров-первопроходцев — жить в собственных повозках. Так как девелопер всегда приходит позже.

Пути движения отечественных и зарубежных торговых операторов по России и СНГ — с запада на восток — напоминают уже пройденные когда-то торговцами дороги далекого прошлого. 19 веков просуществовал Великий шелковый путь, по которому караваны купцов тянулись из Стамбула в Китай через территории нынешних Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Казахстана. А одна из дорог проходила вдоль границы Западной Сибири. В наше время некоторые из этих районов вновь входят в пору расцвета торговли. Эксперты называют крупные города Казахстана и Сибири, такие как Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск, Томск, Алма-Ата, Астана, Актау, Атырау, наиболее развитыми на восточной стороне бывшего СССР. За Алма-Атой даже закрепилась слава колыбели розничного ритейла начала XXI в.

Стиль работы

Известно, что ритейлеры идут прежде всего туда, где есть платежеспособный спрос на товар. Например, средняя зарплата в Новосибирске в 2006 г. составляла 8195 руб. В Красноярске она доходила до 8700 руб., в Иркутске — до 10 000 руб. В крупных городах Казахстана зарплата в прошлом году в среднем достигла 8000 руб. Для сравнения: в таком городе, как Калуга, средняя зарплата по итогам прошлого года равнялась 9900 руб. В Свердловской области этот показатель составил 10 500 руб., в Ярославле — 7970 руб.

И российские, и зарубежные ритейлеры привыкли работать в России и СНГ через своих франчайзи. С начала становления рынка они именно таким образом продвигались в отдаленные регионы. Например, датская сеть магазинов одежды Companys начинала с Москвы, с витрин ул. Тверской. Но в 2005 г. она осела уже в торговом центре “А'стор Плаза” в Ростове-на-Дону, возведенном местным девелопером ADM Group. В прошлом же году компания дошла до Алма-Аты и арендовала там площади в одном из современных сетевых ТЦ “Мега Молл”, который тоже построила местная девелоперская компания “Астана Моторс”.

Завоевание Востока

Однако в последнее время растет тенденция открытия в городах Сибири и Казахстана представительств без посредников, причем зарубежными операторами. Если прорывом наблюдатели считали шаг испанской одежной компании Inditex Group, которая год назад выкупила у российского партнера магазины Zara и самостоятельно привела в Москву марку Massimo Dutti, то американская Esprit пошла еще дальше — открыла без франчайзи свой магазин в алма-атинском “Мега Молле”.

Первый такого рода супермаркет одежды — и без помощи посредника — у Esprit появился в Москве в 2003 г. Торговая марка Esprit пришла в Россию из штата Калифорния, будучи к тому времени уже всемирно известной. В России ее магазины теперь открыты в Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге и Казани.

Без франчайзи обходится и турецкая “Рамэнка”, оператор сети гипермаркетов “Рамстор”. Начинал он тоже со столицы России, потом строил собственные ТЦ в Алма-Ате и Астане и в 2007 г. открылся в Красноярске. Впрочем, так же поступает шведская IKEA. Она повсеместно выступает в роли девелопера без каких-либо посредников. Недавно компания начала сооружать “Мегу” в Новосибирске и планирует к 2010 г. открыть торгкомплекс в Алма-Ате.

Глядя на коллег, германская Metro Cash & Carry основала представительство в Тюмени и до конца 2007 г. планирует вложить около 66 млн евро в строительство трех торговых центров в Омске, Новосибирске и Красноярске.

За иностранными операторами, желающими работать в отдаленных регионах самостоятельно, по Великому шелковому пути подтягиваются и некоторые отечественные торговцы. Петербургская сеть

гипермаркетов “Лента” стала первым федеральным игроком на рынке мелкооптовой торговли в Сибири. За ней питерский дистрибутор товаров для дома — компания “Лавента”, развивающая сеть гипермаркетов под маркой “Санта-Хаус”, объявила о намерении открыть как минимум шесть магазинов в Красноярске, Новосибирске, Омске, Томске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле в течение 2008-2009 гг. Инвестиции в каждый гипермаркет площадью 2500-4000 кв. м составят $3-4 млн.

Купец всегда первый

Как видно, ритейлеры в отдаленных регионах либо сами строят помещения для торговли, либо находят площади благодаря местным девелоперам, если у тех есть современные ТЦ. Впрочем, некоторые девелоперские компании федерального уровня тоже присматривают или даже успели арендовать участки в Сибири и Казахстане. Например, московские “РосЕвроДевелопмент” и Leon Building. Та же “Лавента” нашла первую площадку под свой гипермаркет именно в ТЦ “Планета”, который возводит “РосЕвроДевелопмент” в Красноярске. В этом году стало широко известно и о масштабных планах отечественной группы компаний “Регионы”. Существует мнение, что международным торговым операторам — девелоперам удобнее осваивать одновременно и центральные, и отдаленные края какой-либо страны, так как, будучи транснациональными гигантами, они выработали подходящий для этого стиль работы.

В России о таком подходе к работе можно судить по развитию сети ТЦ “Мега”. Компания IKEA в 2006 г. открывала свои гиперцентры параллельно в Подмосковье и Нижегородской области. Если же говорить о профессиональных девелоперах торговых центров, то зарубежные компании в страну еще не пришли, а отечественные пока больше заняты освоением ближайших к центру городов. Когда они убедятся, что каждый клочок земли обработан, то пойдут дальше. И лишь единицы из них заглядывают на 20 лет вперед.

Приход ритейлеров в регионы раньше других игроков рынка кажется почти закономерностью. Испокон веков в авангарде освоения новых земель шли купцы. Стоит вспомнить хотя бы легендарные имена русских купцов-первопроходцев Афанасия Никитина, Григория Шелехова, семью Строгановых, которые ходили аж за три моря по Великому шелковому пути. Участью купцов всегда была полукочевая жизнь в собственных повозках, прежде чем по их следам в неизведанные края отправлялись земледельцы и строители городов.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами