Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российские бизнесмены все чаще отказываются расширять свое дело
Накал конкуренции в российской экономике заметно снизился, что привело к снижению качества товаров. В некоторых отраслях производители расслабились и перестали что-либо предпринимать для поддержания конкурентной формы.
Аналитический центр при Правительстве РФ и Торгово-промышленная палата провели ежегодный опрос 650 представителей российского бизнеса. На этот раз лишь 53% из них считают, что конкуренция на их основных рынках высокая и очень высокая. В прошлом году таких было 70%. При этом в четыре раза выросло число считающих, что на их рынках конкуренция слабая либо совсем отсутствует.
Один на рынке
«Это закон экономики: при снижающейся конкуренции нет резона бороться за качество», – говорит доцент РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук Василий Якимкин. При слабой конкурентной среде государство недополучает налоги из-за низкой деловой активности, снижается потребительская активность, люди тратят меньше денег даже на товары первой необходимости.
В то же время, напоминает Якимкин, от СССР новой России досталось хорошее индустриальное наследство, в некоторых секторах экономики качество товара заметно превышает среднемировой уровень. И это держит на плаву. Речь идет, например, о двигателестроении, ракетостроении. Но есть и такая проблема. По словам Василия Якимкина, крупные участники рынка конкурируют друг с другом хорошо. Но они создают искусственные входные барьеры на свои рыночные сегменты для более мелких бизнесов и предприятий, желающих конкурировать с ними.
«Как следствие, теряется потенциал роста конкурентоспособности среди наших экономических тяжеловесов, которые формируют львиную долю экономики. И опять же качество. Страдает качество работы всей экономики, не только товаров, но и услуг, в том числе финансовой инфраструктуры», – сетует экономист.
Кстати, наиболее серьезным препятствием для развития представители бизнеса называют недостаточный доступ как раз к финансовым ресурсам. Об этом сказали экспертам более половины опрошенных предпринимателей. А наибольшая конкуренция сейчас ощущается в торговле, сфере услуг, строительстве, пищевой промышленности. Более слабая – в сельском хозяйстве, металлургии, производстве машин и оборудования.
В этом году меньше предпринимателей заявили о намерении расширить бизнес. Наиболее активны представители металлургии (90% планируют выход на новые рынки). Зато среди представителей сферы услуг доля тех, кто не намерен расширять свой бизнес, выросла с 19% в 2014го-ду до 30% в этом.
Автор: Инфографика РГ / Леонид Кулешов
Фото: Depositphotos.com
Ярослав Николаев, Татьяна Смольякова, «Российская газета»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.