Декоративное изображение
11 404

Поделиться

Российская рыба: неиспользованный потенциал

В России постепенно растет добыча водных биоресурсов, при этом недостаточно эффективно используется потенциал производства товарной аквакультуры. Нужны небольшие фермерские хозяйства, которые смогут добывать и выращивать местную рыбу, доступную по цене каждому потребителю. До сих пор практически не экспортируются продукты аквакультуры и переработки, маржа за переработанную российскую рыбу достается Китаю. Об этом говорили участники VII международной конференции «Рыба. Аквакультура: настоящее и будущее».

congerdesign/ Pixabay

congerdesign/ Pixabay

Добыча водных биоресурсов год от года растет, хотя, по словам доцента кафедры аквакультуры и болезней рыб ФГБОУ ВО СПбГУВМ Наталии Судаковой, до сих пор не достигла объема, добываемого в Советском Союзе. Если в 2020 году добыча составила 4,9 млн тонн, то к концу 2021 года, по данным Федерального агентство по рыболовству, перевалила 5 млн тонн. Лидируют Дальне-Восточный, Южный и Северо-Западный округа.

По итогам III квартала 2021 года производство товарной аквакультуры в России выросло на 15% и достигло 273,5 тыс. тонн. В структуре производства почти 45% приходится на лососевые (семга, форель), за 9 месяцев объем выращивания этих видов составил почти 120 тыс. тонн — на 29% больше аналогичного периода прошло года.

Производство карповых занимает II второе место — 51,2 тыс. тонн, +9% — к 2020 году.

Выращивание осетровых тоже увеличилось — на 20%, но составляет незначительный объем в 4,65 тыс. тонн. «Популярные у производителей виды рыбы — форель, семга, — далеко не для всех россиян являются продуктами ежедневного потребления, — говорит Наталия Судакова. — Это малодоступная по цене рыба. Карповые по цене более доступны, но распространены, в основном, в южных регионах. Северным регионам нужно подумать, какую рыбу лучше выращивать, чтобы ее мог позволить себе каждый потребитель. И тут нужно использовать потенциал малых производств, фермерских хозяйств». Спрос на локальные продукты аквакультуры в мире высок, поэтому такие хозяйств могут получить хороший канал сбыта.

Россия — крупный поставщик лососевых дикого вылова в Китай для дальнейшей переработки и реэкспорта в Европу. При этом все ее конкуренты поставляют продукцию аквакультуры и работают в более маржинальном сегменте.

Как рассказала партнер АО «НЭО Центр» Инна Гольфанд, в основном наша страна экспортирует замороженную дикую рыбу с Дальнего Востока, выращенная рыба практически не экспортируется. Но например, Норвегия активно занимается экспортом аквакультуры, в первую очередь в Китай (34% в структуре норвежского экспорта) и Чили — (34%).

«Сейчас мы поставляем, в основном сырье, например, в Китай поставляется 52% экспортируемого российского лосося, по минтаю цифры гораздо выше, — рассказывает Инна Гольфанд. — В 2020 году Россия впервые вышла на европейский рынок с продукцией высокой добавленной стоимости из лососевых. Пока это всего лишь 0,1% — филе и готовые блюда ready-to-eat . Основными поставщиками филе красной рыбы в Европу являются Норвегия (23%) и Китай (18%). Но откуда у Китая филе красной рыбы? Это наша рыба, которую мы выловили, отправили в Китай, где ее переработали и стали продавать в Европу».

Россия не экспортирует в Северную Европу морепродукты, хотя этот сегмент имеет большой потенциал для роста.

«Удельная стоимость экспорта в России — $2,5 за 1 кг, в США — $3,5, Норвегии — $4,6. Эта та разница в цене, которую мы можем забрать себе, поставляя переработанную продукцию и морепродукты», — считает Инна Гольфанд.

Ранее сообщалось о том, что эксперимент по маркировке рыбных консервов может начаться 1 апреля.

Кроме того, Ольга Наумова заняла пост гендиректора «Русской рыбопромышленной компании».

Валерия Миронова, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами