Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике
Аналитики выяснили, как изменилось потребительское поведение в кризис.
lunopark/shutterstock
У 65% россиян снизился доход, 64% уменьшили расходы, 33% закупили продукты и другие товары впрок. Такие результаты дало исследование потребительского поведения жителей городов России, проведенное компанией Tiburon Research. Первыми категориями трат, которые пошли под нож, стали еда вне дома и поездки. При этом более половины опрошенных (66%) испытывают те или иные сложности с работой.
Чтобы отследить изменение покупательского и финансового поведения россиян, компания Tiburon Research начала серию регулярных исследований «Мониторинг потребительского поведения». Первая волна стартовала 16 марта 2022 года и будет повторяться каждые 2 недели. Каждую волну в проекте принимает участие 1 тысяча россиян в возрасте 20-55 лет, выборка репрезентативна населению российских городов с населением более 100 тысяч человек. Метод исследования — онлайн-опрос.
«Как исследовательская компания, мы отслеживаем изменяющееся поведение россиян. Эта информация помогает производителям товаров и услуг быстрее адаптироваться к новой реальности. Мы помним тренды 2008 и 2014 года, особенности поведения в пандемию Covid-19 — стратегии были схожие, но у каждого периода есть уникальные особенности. Важно внимательно смотреть на текущую ситуацию, вводные сейчас очень многогранные», — отмечает генеральный директор Tiburon Research Нелли Мамян.
Инфляция
94% респондентов заметили повышение цен, особенно на продукты и другие товары базовой потребительской корзины: одежду и обувь, лекарства, мебель, товары для детей и животных. По мнению большинства (88%), экономическая ситуация ухудшилась, особенно это сказалось на людях с невысоким достатком. 71% считает, что в следующем месяце будет хуже.
Изменение трат
Россияне готовятся к тяжелым временам: 64% опрошенных за последний месяц стали меньше тратить и больше экономить (среди людей с низких доходом — 74%). 52% отказались от крупных трат, 33% закупились впрок (в Москве — 44%). В основном впрок купили еду (76%), лекарства (48%), товары для животных (35%), одежду и обувь (31%), косметику (28%). Хорошая новость для Avito и подобных сервисов — 20% говорят о росте интереса к подержанным товарам.
На чем экономят
Россияне стали больше обращать внимание на промо-акции (82%), отказались от необязательных расходов (72%), переключились на более дешевые магазины (52%). Все это — стратегии, типичные для всех кризисных периодов.
Пять основных категорий, на которых экономили в последний месяц: еда вне дома — 64%, поездки — 57%, досуг (кино, театр) — 50%, ремонт и обустройство дома — 47%, мебель — 46%. Экономят также на хобби, алкоголе, косметике и косметологии. Расходы на одежду снизили 40%, на продукты — 30%. Связь, лекарства, товары для детей, образование — категории, которые пока затронуты не сильно (в среднем 9-13% опрошенных декларируют экономию).
Работа и доход
Те или иные сложности с работой отмечают 66% опрошенных. 8% потеряли работу, столько же временно не работают с сохранением зарплаты, а среди людей с высшим образованием в Москве таких больше — 14%. Вероятно, это эффект от ухода международных компаний. Можно предположить, что через какое-то время, если ситуация не нормализуется, эта группа потеряет работу. 26% отмечают проблемы с поиском работы (34% в Москве), у 28% отменили премии, 44% жалуются на снижение доходов от работы.
Падение доходов семьи за последний месяц отмечают 65% участников опроса, 20% характеризуют его как сильное. Особенно пострадали официально не работающие. Среди них 30% заметили сильное снижение семейного дохода. Для сравнения: 13 апреля 2020 года, через месяц после ковидного локдауна, о снижении дохода сообщили 39% опрошенных.
Финансовое поведение
Финансовое поведение россиян за последний месяц довольно хаотично. Кто-то предпочел снять денег про запас (20% по России, 31% в Москве), кто-то — наоборот, открыл вклад под текущие высокие проценты (17%). 6% продали иностранную валюту (вероятно, из-за боязни ее запрета), 5% купили, опасаясь роста курса. Аналогично с ценными бумагами: 3% — купили, 3% — продали.
«Сбербанк» — по-прежнему лидирующий основной банк, в топ-5 входят также «Тинькофф», ВТБ, «Альфа-банк», «Почта-банк» и «Райффайзен-банк». В целом россияне лояльны — только 10% задумываются об отказе от пользования одним из своих банков. 18% хотят открыть счет в новом банке.
«М.Видео-Эльдорадо»: две трети россиян уже сдают или планируют сдавать ненужную технику на утилизацию.
Romir: расходы россиян вернулись к январским показателям.
Интервью
Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»
Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.