Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Россияне вновь хотят покупать
Кому кризис не кризис
Число россиян, полностью или в основном довольных своей жизнью, за год уменьшилось на 1 процент. Сегодня чувствуют себя комфортно 74 процента населения, год назад – 75 процентов.
Эти и другие наблюдения, помогающие понять, как меняется уровень уверенности населения в завтрашнем дне, а также потребительской активности, зафиксированы в свежем исследовании департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ.
Оазисами благополучия по наибольшей степени удовлетворенности жизнью и уверенностью в завтрашнем дне своих жителей сегодня становятся такие города, как Грозный, Казань, Махачкала, Самара, Томск и Пермь. В наименьшей – Липецк, Волгоград, Иркутск, Рязань. В целом с оптимизмом в свое будущее смотрят 57 процентов россиян против 63 процентов годом ранее.
Что касается потребительской активности населения, то, по данным на февраль, она осталась на уровне прошлого года и даже увеличилась. Число россиян, которые хотят купить товары средней и высокой стоимости, по сравнению с февралем прошлого года выросло на 1,6 процента. В частности, речь идет о приобретении квартир и индивидуальных жилых домов. «На фоне падения цен на недвижимость в ход идут накопления отдельной части россиян», – поясняет автор исследования, глава департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, ожидается, что к 2016 году экономика восстановится и вызовет подъем спроса на недвижимость, а сейчас, когда рубль упал, многие бросились покупать недвижимость, которая будет только расти в цене, продолжает Зубец.
Сохраняется на уровне января 2015 года и спрос на автомобили. В отличие от них заметно упал потенциальный спрос на крупную бытовую технику. Вероятно, это последствие ажиотажных распродаж в предновогодний и новогодний период. «Впервые за несколько кризисных месяцев в феврале вырос и установился на уровне прошлого года интерес населения к посещению супермаркетов и развлекательных центров», – говорит Зубец. Но в какой степени этот спрос сможет «вытянуть» экономику на фоне растущей инфляции и сокращения кредитования физических лиц, непонятно. Самый значительный прирост потребительской активности в феврале 2015 года отмечен в Якутске, Новокузнецке и Благовещенске. Наибольшая платежеспособность населения наблюдается в Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге.
Подтолкнуть экономику, говорит Алексей Зубец, поможет стимулирование бизнеса: удешевление кредитов, запуск инфраструктурных проектов. Что касается кредитования населения, то оно стало менее привлекательным, нежели в январе. Экономическая обстановка и осторожность банков в расширении кредитных операций снижают и интерес граждан к займам. К тому же заметно упала доля сотрудников, уверенных в будущем предприятия, где они работают (до 67% против 73% годом ранее). «Чемпионом» таких настроений стал Тольятти, где более полумиллиона жителей «завязаны» на автозавод. Зато с наибольшей уверенностью в завтрашнем дне своих офисов и предприятий отзываются жители Тюмени, Иркутска и Ижевска.
К среднему классу, согласно опросу, сегодня можно отнести 12 процентов россиян, тогда как год назад на принадлежность к этой группе могли претендовать 15 процентов. В последние годы свои потребности средний класс обеспечивал во многом за счет кредитов. И поскольку кредитование затормозилось, сократилось и число людей, относящихся к среднему классу, поясняет Зубец. По его мнению, как только банки увидят, что экономика поднимается, то широко откроют кредитование, а средний класс почувствует перемены к лучшему.
Татьяна Зыкова, «Российская газета»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?