Декоративное изображение
2 943

Поделиться

Россияне учатся доверять онлайн-магазинам

Сектор товаров и услуг в Рунете активно развивается, а популярность интернет-торговли столь же активно растет — пользователи стали меньше опасаться приобретать в Сети дорогостоящие товары. К таким выводам пришел статистический сервис RUметрика, основываясь на данных «Рамблер ТОП100», поисковой системы Rambler, результатах собственного онлайн-опроса и данных сторонних исследователей. Предметом исследования стали: аудитория сайтов, тематика ресурсов и их посещаемость, наиболее востребованные пользователями товары, частота покупок и суммы приобретений, а также объемы рынка и перспективы его развития.

Как выяснилось в ходе онлайн-опроса RUметрики, за первое полугодие текущего года 64,8% пользователей Рунета совершили хотя бы одну покупку онлайн. При этом еще 3,6% пока ничего не покупали, но собираются это сделать. Тех, кто совершил всего одну покупку и более пяти — оказалось примерно одинаковое количество: 18,1% и 18,5% соответственно. 21,9% пользователей совершили 2–3 покупки онлайн за последние полгода.

Если еще в прошлом году онлайн-покупки часто совершались из соображений экономии средств, то сегодня пользователи считают преимуществами шопинга в Интернете экономию времени, сил, удобство выбора, оплаты и получения товара.

Расширяется и диапазон приобретаемых в Сети товаров. Если раньше россияне активно покупали в Интернете книги, канцтовары, бытовую технику, косметику и парфюмерию, а также компьютеры и комплектующие, то сейчас в лидеры продаж вошли одежда и обувь. Пользователи перестают опасаться покупать в Сети ювелирные украшения, мебель, автомобили и другие крупные и дорогие товары.

Согласно данным «Рамблер ТОП100», суточная аудитория сектора «Товары и услуги» в Рунете в июне 2010 года составила 2,92 млн человек. Июньский показатель на 11% ниже суточной посещаемости этого раздела в марте, которая составила 3,28 млн человек и на 38% больше, чем год назад. К июлю наметился закономерный летний спад активности, что, соответственно, сократило онлайн-продажи.

Годовая динамика суточной посещаемости сектора товаров и услуг демонстрирует возвращение покупательской способности граждан с окончанием кризиса и, как следствие, повышение интереса аудитории к покупкам в Интернете. Первый скачок посещаемости на 25% был отмечен уже в сентябре 2009. Положительная динамика сохранялась до января 2010-го, а в феврале последовало еще одно резкое повышение посещаемости — на 12%, что вывело сектор в пиковые по посещаемости в Рунете. В мае был отмечен спад посещений на 13%, после которого июньские показатели оказались выше на 6%.

Среднесуточная аудитория ресурсов-лидеров сектора по сравнению с ноябрем 2009-го выросла практически втрое. Так, доску объявлений и каталог Avito ежедневно посещают свыше 355 тысяч пользователей. У «М.Видео» в июле оказалось свыше 100 тысяч ежедневных посетителей, а у «Эльдорадо» — более 70 тысяч. Возможно, активность пользователей связана с аномальной жарой, из-за которой с полок магазинов исчезли все вентиляторы и климатические системы. Искать их многие кинулись в онлайн-магазины бытовой техники.

Что касается разнообразия приобретаемых товаров, то, согласно данным опроса RUметрики, пользователи сети по-прежнему охотнее всего покупают книги, в том числе электронные. Они составляют 13% приобретений. На второе место по покупкам в этом году попали одежда и обувь, набравшие 11,9%. Ранее их место занимала цифровая техника, которая в этом году отстала с незначительным отрывом —11,8%. Бытовая техника, набравшая 11,6% и компьютерное оборудование с 11,2% закрывают пятерку товаров, чаще всего покупаемых пользователями в Сети.

Также в список онлайн-приобретений российских пользователей вошли билеты на различные виды транспорта, заказ туров и отелей (9,1%), мобильные устройства (7,5%), косметика и парфюмерия (6,2%), товары для дома, включая мебель (5,7%), медикаменты и товары для здоровья (5,5%) и т.п. Цифровой контент — ПО, различные документы и т.д. — также набрал 5,5%. Кроме того, в Интернете покупают билеты в театры, кино, на концерты и другие культурные мероприятия, а также различные услуги онлайн-сервисов — 5,3% и 4,5% соответственно. Автомобили и запчасти к ним составили 3,9%, а ювелирные изделия — 2,1%. Менее 1% покупок пришлось на мобильный контент и на страховые полисы, 1,1% — на платежные карты. Прочие товары и услуги в общей сложности покупали 9,4% пользователей.

Исследователи считают, что интерес пользователей к онлайн-покупкам постепенно растет, причем это относится не только к цифровым товарам, приобретение которых в Интернете оправдано, но и вполне ощутимым, офлайновым категориям — одежде, обуви, технике, медикаментам и товарам для дома, автомобиля и т.п. Это подтверждает как увеличение списка товаров, которые пользователи покупают, так и рост покупательской активности в Сети за последнее время.

Более того, многие категории товаров свидетельствуют о том, что покупками в Сети заинтересовались не только активные пользователи компьютеров, но и «простые граждане», не настолько увлеченные техникой и Интернетом.

Аудитория Рунета все чаще делает не только дешевые заказы, к которым относятся покупки книг, музыки, статусов в соцсетях и т.п., но также приобретает более дорогостоящие товары — мебель, автомобили, ювелирные украшения. Для сравнения: если в 2008 году более 40% приобретений онлайн совершались на сумму от 500 рублей до трех тысяч, то сегодня их число составляет 26,8%. За последние полгода 29,8% пользователей потратили в сети 10–30 тысяч рублей. От 3 до 10 тысяч рублей ушли на сетевые покупки у 24,8% респондентов. Примерно каждый десятый потратил от 30 до 100 тысяч рублей.

При сохранении текущей ситуации в экономике, фонд «Общественное мнение» прогнозирует, что россияне потратят на онлайн-покупки в 2010 году от 5,3 до 6 миллиардов долларов. Причем в среднем житель российского мегаполиса тратит на интернет-покупки около 3750 рублей в месяц. В других населенных пунктах этот показатель ниже примерно в 1,5 раза — около 2070 рублей. Месячный объем российского рынка розничной электронной торговли весной 2010 года составил примерно 526,4 миллиона долларов.

При том, что на данном этапе при совершении онлайн-покупки сделка совершается практически в офлайне — приезжает курьер и получает наличные деньги, развитие интернет-орговли способствует росту популярности оплаты с помощью пластиковых карт и электронных денег. Связано это как с увеличением распространенности электронной торговли, так и с расширением ее границ — все чаще россияне совершают покупки в заграничных онлайн-магазинах и аукционах, где оплата через пластиковые карты превалирует.  

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами