Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне стали брать больше кредитов и экономить на продуктах
В последние годы россияне стали брать больше кредитов и более обдуманно совершать покупки.
Иван Федяков, генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine, рассказал в рамках конференции «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?», прошедшей в рамках выставки WorldFood Moscow, как кредитная и покупательная способность населения влияет на отечественный продуктовый ритейл в 2018 году.
Уровень задолженностей в банке и кредитование хорошо отображают настроение россиян, которое претерпевает значительные изменения с середины 2017 г. В начале 2018 г. мы уже выходим на докризисный уровень. За два года средняя заявка по потребительскому кредиту в Москве выросла в 1,5 раза. Такой рост кредитоспособного населения нельзя объяснить инфляцией, которая, наоборот, падает в последние годы. Россияне берут все больше кредитов из-за возросших желаний, а не из-за необходимости, что говорит о росте благосостояния населения.
В задолженности россиян растет и доля ипотеки – в прошлом году был поставлен рекорд: выдано больше 1 млн ипотечных кредитов на общую сумму почти 2 трлн руб. В 2018 г. доля ипотеки увеличилась на 50%, из-за чего стоит ожидать к концу года выдачу 1,5 млн ипотечных кредитов на 3 трлн руб.
Несмотря на это, по итогам прошлого года реальные доходы населения упали на 1.3%. В первой половине 2018 г. наблюдается незначительный рост на 1.7%. Все это ниже роста розничного товарооборота в стране, который составляет 3%.
Депозиты в банках дошли до рекордных 27 млн руб. Эта сумма, по сути, служит подушкой безопасности для широких слоев населения. По итогам прошлого года рост депозитов составил 7.4% – это соответствует уровню капитализации вкладов.
Население верит, что сможет выплатить кредит: россияне начинают адаптироваться в нынешней макроэкономической ситуации. Это, конечно, положительно влияет на увеличение объемов продаж в торговых сетях.
Однако, такой рост кредитоспособного населения способствует расслоению россиян по уровню доходов. Больше 60% наших сограждан не имеют никаких накоплений. Остальные могут позволить себе гораздо больше того, что потребляют – благодаря этому и наблюдается накопление капитала.
Но даже у 40% состоятельных россиян не меняется политика покупки продуктов, сформировавшаяся еще 3 года назад, с началом кризиса. «Необходимо понимать, что экономия населения – это не тактика, не временная мера – это стратегическое решение, рассчитанное на длительный период, – отмечает Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, – Даже те слои населения, которые имеют накопления, стараются экономить – мы это называем бережливым потреблением». С современного рынка практически ушли импульсные покупки: современный покупатель ориентирован на эффективное и обдуманное потребление.
Ранее сообщалось, что средний чек российского потребителя снижается пятый месяц подряд.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/8a1/wupm5ygw1iivxwiphomuqxs1l53doi3b/anonsDevyatskii_-Pavel-Modi.jpg)
Павел Девяцкий, modi: «Постоянный поиск товарных хитов – цель нашей коммерческой стратегии»
В 2025 году сеть планирует открыть 100 магазинов, выйти в новые города и страны СНГ.