Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне приготовились экономить на ремонте
В ближайшие полгода россияне решили сократить расходы на крупные покупки. Сэкономить они планируют на ремонте, развлечениях и одежде. А эти рынки, соответственно, ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в год.
Россияне намерены сократить расходы на крупные покупки, говорится в исследовании холдинга РОМИР. Респондентов опросили, какие крупные расходы они совершали за последние шесть месяцев и какие планируются на следующие шесть месяцев. В частности, семей, планирующих совершить крупные расходы, стало на 15—45% меньше, чем семей, совершавших такие расходы в прошедшие полгода. А доля семей, не планирующих крупные расходы, превысила долю не совершавших крупных расходов за последние полгода почти на 40%. По мнению экспертов, в первую очередь россияне решили сэкономить на ремонте, развлечениях и покупке одежды.
Однако снижение ожидаемых расходов на тех рынках, которые действительно относятся к рынкам товаров и услуг тщательного предварительного выбора (а это рынки автомобилей, мебели и платных образовательных услуг), будет незначительное. В частности, на образовательном рынке оно может быть объяснено сезонным фактором: 60—65% ежегодных платежей за образовательные услуги приходится именно на лето-осень, а на зиму-весну — только 35—40%.
Снижение доли семей, имевших и планирующих крупные расходы, связанные с туризмом и отдыхом, с 19 до 13% также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65—70% от общего годового объема туристических поездок и расходов. И эти расходы уже были сделаны на момент проведения исследования.
Отдельная тема — медицина. Крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг летом и осенью 2011 года, имела каждая четвертая семья (25%). Этот показатель никак не связан с семейным положением, социальным статусом и даже доходом респондента. Единственный влияющий фактор — возраст. В семьях респондентов моложе 35 лет с такими расходами столкнулось каждое шестое домохозяйство, в семьях тех, кто старше 60 лет, — каждое третье.
Похожая ситуация и с ремонтом автомобилей, включая покупку комплектующих, «прокачку» и другие расходы. За прошедшие полгода с такими расходами столкнулись 11% всех семей, или каждая четвертая семья, имеющая автомобиль. В ближайшие полгода подобные расходы предвидят только 6% участников опроса — менее 15% автовладельцев.
Мобильный телефон уже давно стал незапланированной покупкой. Речь идет, конечно, о массовом сегменте рынка телефонов по цене 2—5 тыс. руб., на долю которого приходится 80% продаж в натуральном выражении. Так что снижения до 4% доли планирующих против 11% совершивших такую покупку в предыдущие полгода в реальности опасаться не стоит.
А вот снижение доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. работами, с 19 до 11% лишь отчасти можно объяснить влиянием фактора сезонности. Похоже, что на этой статье россияне действительно решили пока сэкономить. Самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, в самых крупных городах-миллионниках — всего 6%.
Снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви, с 44 до 35% можно частично объяснить тем, что покупки зимней одежды и обуви уже были совершены осенью. Кроме того, одежда и обувь лишь отчасти относится к товарам предварительного выбора, а отчасти является импульсивной покупкой.
«Можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и необязательных услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу», — говорит ведущий консультант холдинга РОМИР Игорь Березин. «Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте — до нуля и ниже (сокращение)», — удручен он. www.rbcdaily.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.