Декоративное изображение
4 725

Поделиться

Россияне поверили в кризис

Россияне поверили в наступление затяжного экономического кризиса

Подавляющее большинство россиян считают, что страна вступает в экономический кризис, свидетельствуют данные последнего соцопроса Левада-центра. Более половины населения почувствовали рост цен на привычные продукты питания. В своих ожиданиях от будущего граждане настроены пессимистичнее, чем перед кризисом 2008 года, говорят социологи

Почти 80% россиян согласны с тем, что в России наступает экономический кризис. Такие данные приводятся в последнем соцопросе Левада-центра. Не согласны с этим 10% опрошенных.

Пятая часть опрошенных (19%) полагает, что кризис продлится год-полтора, 21% считает, что спад продлится не менее двух лет, 16% настроены еще пессимистичнее и ​говорят, что кризис будет очень продолжительным и его последствия будут ощущаться на протяжении многих лет. Пятая часть опрошенных (21%) не могут спрогнозировать длительность и глубину кризиса.

Страна сейчас находится в самом начале кризиса, и население пока не почувствовало его в полной мере, говорит эксперт Левада-центра Денис Волков. «Успела ощутить последствия последних событий малая часть россиян, только 6-7% населения имеет валюту и накопления. Тем не менее люди напуганы, мы фиксируем обвал ожиданий от развития экономической и политической ситуации в стране. Люди склонны пессимистично оценивать будущее, показатели хуже, чем накануне кризиса 2008 года», – поясняет Волков.

На вопрос, как отражается положение дел в стране на их кошельке (можно было выбрать несколько вариантов ответа), 38% опрошенных сказали, что стали покупать более дешевые товары длительного пользования или вовсе отказываться от таких покупок. Еще 37% ответили, что экономят на питании и повседневных расходах, 22% сократили траты на развлечения и отдых или вообще отказались от них. В то же время 27% россиян ответили, что обстановка никак не повлияла на статьи их расходов.

Больше половины россиян (58%) в последние недели заметили рост цен на продукты, которые они обычно покупают. Пятая часть опрошенных (22%) сообщила социологам, что цены на многие продукты выросли настолько, что им пришлось отказаться от некоторых привычных продуктов.

У 61% опрошенных там, где они живут, основные продовольственные товары полностью или в значительной части замещены на отечественные вместо импортных. Основные предметы одежды и обуви российского производства могут купить 35% россиян, почти столько же (34%) в ближайших магазинах могут приобрести отечественные товары длительного пользования.

В основном россияне полагают, что цены на продукты (55%), на одежду, обувь, бытовую технику (53%) и тарифы на услуги ЖКХ и транспорт (52%) в ближайшие месяцы будут расти привычными темпами. Однако они ошибаются в этом, считает главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. «Опрошенные недооценивают влияние девальвации на рост цен в ближайшие полгода», – говорит он.

Ощущение подавляющего большинства, что Россия втягивается в экономический кризис, эксперт считает закономерным. «Россияне связывают кризис со снижением цен на нефть, но оно не имеет краткосрочного характера», – отмечает Миронов.

Главной причиной резкого падения рубля 35% опрошенных называют санкции Запада в отношении России, 34% – проблемы российской экономики, 19% – проблемы мировой экономики. Многие верят, что падение цен на нефть – это следствие заговора в ходе майского визита Обамы в Саудовскую Аравию, это внушила россиянам официальная пропаганда, объясняет Миронов популярность версии о влиянии санкций на падение рубля.

70% россиян беспокоит рост курса доллара, 26% эта проблема не волнует. 43% респондентов полагают, что рубль будет колебаться на нынешнем уровне, 26% думают, что он продолжит падение.

Опрос проводился 19 – 22 декабря 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность исследований не превышает 3,4%.

Фарида Рустамова, Мария Макутина, РБК Новости

 

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами