Декоративное изображение
3 024

Поделиться

Россияне оценили "нормальную" жизнь в 56 тыс. рублей

Санкт-Петербург обошел Москву по запросам

Исследовательский холдинг «Ромир», опросив 1,5 тыс. граждан РФ в июле 2009 года об их определении уровня доходов семьи из трех человек для «нормальной жизни», выяснил: в среднем по России население считает необходимым доход в 56 тыс. руб. в месяц, самым популярным ответом были «60 тысяч». Опрос москвичей дал парадоксальный результат: жители столицы в среднем, несмотря на кризис, считают «нормальным» доход меньше, чем реальные средние доходы московской семьи.

Опрос «Ромира» показал, что самые высокие запросы у жителей Северо-Западного федерального округа (64,5 тыс. руб.), самые низкие — в Южном ФО (50 тыс. руб.). С возрастом уровень запросов снижается довольно заметно — более чем на 35%: с 65 тыс. руб. в месяц у тех, кто моложе 25 лет, до 41 тыс. руб. у тех, кто старше 60 лет. У мужчин желаемый доход выше среднего — 57,7 тыс. руб. в месяц, запросы женщин чуть скромнее — 53,3 тыс. руб. В среднем, по мнению россиян, для «нормальной жизни» семье из трех человек (двое взрослых плюс ребенок) нужно 56 тыс. руб. в месяц.

По оценке Росстата, реальные доходы семьи из трех человек в первом полугодии 2009 года составили 37,5 тыс. руб. в месяц. В «Ромире» подчеркивают — данные опроса показали, что россияне «очень разумны и рациональны». «Кризис повлиял разнонаправлено — у кого-то желаемые доходы снизились, у кого-то, наоборот, увеличились. Но в целом ситуация не изменилась — желаемый уровень дохода превосходит реально располагаемый в 1,5–2 раза»,— заявил “Ъ” автор исследования, ведущий консультант «Ромира» Игорь Березин. Большая часть россиян, отмечает господин Березин, почти не изменила своих потребительских предпочтений.

По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игоря Полякова, при доходе в 56 тыс. руб. семьям из регионов «не стоит рассчитывать на покупку жилья, но можно рассматривать такую возможность в перспективе», а после завершения кризиса можно рассчитывать и на ипотеку. Кстати, в «Ромире» называют «мифом» то, что самая крупная статья расходов россиян — это жилье. По оценке «Ромира», 70–80% россиян живут в собственных квартирах и только 5–7% арендует в крупных городах, а в регионах и того меньше — 2–3%. По оценке ЦМАКП, при доходе в 56 тыс. руб. семье в регионах хватит на текущие расходы (одежда и продукты), а также на довольно серьезные платные программы в здравоохранении и образовании, уверен Игорь Поляков. «Однако желаемый доход в три раза выше, чем прожиточный минимум российской семьи — это показывает реальную ситуацию с бедностью»,— отмечает эксперт.

В Москве, как показал опрос, средний располагаемый доход (около 95 тыс. руб. в месяц на одну семью в первом полугодии 2009 года) даже превышает желаемый в 91 тыс. руб. Вопреки напрашивающемуся тезису о том, что столичные жители достигли удовлетворения и ступили на путь ограничения своих потребностей, полученный результат опроса вызван скорее динамичной кризисной коррекцией запросов состоятельных москвичей (от роста к сохранению текущего уровня доходов) при резком снижении оценки потолка для менее обеспеченных слоев. Также опрос показал, что запросы жителей Санкт-Петербурга по доходам выше, чем у москвичей,— они составляют 96 тыс. руб. на семью. Разрыв между желаемым и располагаемым уровнями дохода в Санкт-Петербурге составляет 2–2,5 раза. В «Ромире» объясняют аппетиты петербуржцев близостью Европы, в частности Финляндии, а в ЦМАКП — «снижением аппетитов москвичей». Возможно, причину происходящего действительно следует искать в большей динамичности рынка труда в Москве: региональная статистика Росстата демонстрирует, что доходы в Санкт-Петербурге упали за первое полугодие к уровню 2009 года на 7,3%, тогда как в столице России выросли на 7,9%.

Дарья Николаева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами